1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Владимир Путин поручил помочь водному транспорту, но дьявол кроется в деталях

7 мая 2020   19:40

Владимир Путин поручил помочь водному транспорту, но дьявол кроется в деталях


Представители отрасли водного транспорта сформулировали предложения по ее господдержке на совещании у президента России. Несмотря на мнение Минфина о том, что предприятия водного транспорта могут воспользоваться мерами господдержки для малого бизнеса, Владимир Путин поручил проработать возможность включения отрасли в перечень наиболее пострадавших от пандемии. Но как-то нечетко.


Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференцсвязи провел совещание, посвященное проблемам транспортной отрасли в условиях коронавирусной пандемии COVID-19.

Главным ее итогом стало поручение, правда, не совсем пока ясное, включить предприятия водного транспорта в перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики. Это позволило бы им получать соответствующие льготы и пользоваться мерами господдержки: отсрочкой по уплате налогов и сборов, снижением ставки страховых взносов, временным мораторием на проверки бизнеса, возможностью получения безвозмездной финансовой помощи и беспроцентного кредита на выплату зарплаты при сохранении определенного уровня занятности.

О необходимости поддержки водного транспорта в ходе совещания говорили представители отрасли, однако в конце совещания их старания несколько дезавуировал министр финансов Антон Силуанов, который заявил, что они и так могут воспользоваться мерами для поддержки малого и среднего бизнеса, что прозвучало достаточно странно учитывая, что в отрасли работают достаточно крупные холдинговые компании.


«Что касается предложения коллег по расширению перечня наиболее пострадавших отраслей, то если, предположим, это речной транспорт – то там, в основном, малые и средние предприниматели, они могут воспользоваться мерами поддержки, которые у нас сегодня приняты. То же самое и по другим мерам наших коллег, можно использовать системные меры поддержки: субсидирование процентов, гарантии, которые применяются для тех предприятий, которые попали в непростую ситуацию», - сказал Антон Силуанов.

По сути, слова министра могут быть интерпретированы так, что ничего дополнительно делать для поддержки отрасли не нужно.

Владимир Путин, который, судя по всему, был готов включить водный транспорт в перечень наиболее пострадавших отраслей, после выступления министра финансов высказался более осторожно.

«Предлагаю расширить перечень отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии, - заявил по итогам совещания Владимир Путин. - Да, министр финансов сказал, что наверное многие предприятия отрасли, как малые и средние, могут этим воспользоваться (предусмотренными мерами господдержки для малого и среднего бизнеса - Ред.), а некоторые - нет. Мы видим, что там есть пробелы, это очевидно. И надо внимательно это проанализировать и посмотреть, а именно добавить в этот список внутренний водный транспорт и пригородное железнодорожное сообщение. Надо просто посмотреть, могут ли они воспользоваться этими мерами, которые сейчас уже у нас созданы, или нет. Если нет, то тогда нужно подумать о том, как им помочь и тем самым охватить мерами господдержки все виды и секторы транспорта», - сказал президент.

На практике такое осторожное высказывание, скорее всего, будет означать потерю времени на дополнительный «анализ» ситуации и соответственно – согласования результатов этого анализа с соответствующими органами исполнительной власти и тем же Минфином.

Что же предлагалось представителями самого бизнеса?



Председатель подкомиссии по морскому и речному транспорту и портовой индустрии РСПП, глава корпорации Aeon Роман Троценко предложил, во-первых, субсидировать расходы на фонд оплаты труда и содержание имущественного комплекса судоходных пассажирских компаний. По его словам, на эти цели необходимо выделить 4,7 млрд руб. до следующей навигации, которые распределялись бы Минтрансом между соответствующими судоходными компаниями.

Во-вторых, было предложено внедрить на три года систему госгарантий для обеспечения платежей смежным предприятиям. Такие гарантии выдавались бы для каждой компании в соответствии с лимитом, который для нее будет устанавливать отраслевое министерство. Если предприятия не смогут рассчитаться по госгарантиям, то их акции через три года сможет забрать государство и реализовать, покрыв бюджетные расходы.

В-третьих, предлагать компаниям фиксированную лизинговую ставку (эквивалентную существующей с учетом ее субсидирования) на весь период жизненного цикла судна. Это позволит компаниям осуществлять долгосрочное планирование своих расходов. Для этого необходима докапитализация лизинговых компаний, причем это будут возвратные средства.

Наконец, Роман Троценко предложил освободить от НДС продажу путевок для иностранных круизных туристов.


Со своей стороны, председатель Совета директоров круизной компании «Водоходъ» Виктор Олерский в ходе совещания сообщил, что суда компании из-за пандемии не смогли выйти в рейсы в начале навигации 2020 года и потому выручка компании равна нулю.

«Кажется странным, что речной транспорт не был включен в перечень наиболее пострадавших отраслей и мы полагаем, что это недоразумение, - по другому не могу его назвать, - должно быть устранено», - сказал Виктор Олерский.

По его словам, из мер господдержки также необходимо продлить снижение требований к резервированию средств коммерческим банкам при выдаче кредитов бизнесу до конца 2021 года, перенести на это лето  сроки введения электронных виз для стимулирования въездного туризма, а также внести поправки в Налоговый кодекс в части возмещения акциза на бункерное топливо: предлагается его возмещать по факту закупки, а не по факту использования (при наличии банковской гарантии), поскольку из-за срыва навигации 2020 года использовано в этом году оно явно не будет.

Кроме того, Виктор Олерский обратил внимание на возникший дефицит средств по программе субсидирования процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам при строительстве судов на отечественных верфях и попросил не допускать его в будущем. По мнению  главы  круизной компании, также важно ежегодно поддерживать должный уровень состояния судоходных  путей.


Глава группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев в ходе совещания предложил субсидировать процентные ставки по кредитам для реализации масштабных инвестпрограмм в портах и обновления подвижного состава, а также тарифы на перевозку контейнеров грузов с Востока на Запад и обратно.

«Мы оцениваем такую субсидию в объеме порядка $900, а доходы транспортных компаний, РЖД, стивидорного комплекса мы оцениваем в $2,5-$3 тыс. на каждый контейнер», - сказал Сергей Шишкарев. По его расчетам, эти меры позволят увеличить транзитный контейнеропоток на 200-250 тыс. TEUs в год.

Также глава компании попросил номинировать тарифы в валюте при сохранении расчетов в рублях, поскольку часть расходов на закупку оборудования ведется за валюту.

Сергей Шишкарев попросил президента помочь и с решением вопроса по созданию особой экономической зоны в Астраханской области (для развития Каспийского бассейна) и субсидировать перевозки угля в направлении морских портов Лавна, Усть-Луга и Тамань.

Предложение о субсидировании контейнерных перевозок нашло поддержку у президента. О судьбе же остальных предложений станет известно после того, как будут опубликованы конкретные поручения по итогам совещания.

Виталий Чернов.