• 21 апреля 2020

    В Африке разбойник, в Азии - злодей


    Вместе с пандемией и экономическим кризисом пришел и новый всплеск пиратской активности в мире. С начала года в Азии наблюдается рост нападений на суда, а на днях в Африке пираты захватили экипаж контейнеровоза. Готов ли мир к новому пиратскому кризису?

    Предыдущий пик пиратской активности пришелся на мировой финансовый кризис 2008-2009 годов. Тогда он был вызван, в первую очередь, активностью африканских (сомалийских прежде всего) пиратов. Чтобы решить проблему, государства посылали свои боевые корабли на патрулирование наиболее опасных районов, суда оборудовались специальными укрепленными комнатами (цитаделями), на некоторые из судов нанималась частная охрана. Все эти меры позволили сократить количество пиратских нападений в Африке и Индийском океане, однако пиратская активность начала смещаться в азиатский регион - Индонезию, Сингапурский пролив и другие акватории.

    Новый мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, принес с собой и новое обострение ситуации с пиратами и вообще нападениями на суда.

    Так, по данным Информационного центра Соглашения по региональному сотрудничеству в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ISC ReCAAP) сообщается, что в январе-марте 2020 года в Азиатском регионе произошло в общей сложности 29 инцидентов, связанных с вооруженным ограблением судов (28 фактических случаев и одна попытка нападения). Это почти в три раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

    Данные случаи ограбления судов и экипажей произошли в Бангладеш, Индии, Индонезии, на Филиппинах и в Сингапуре. Случаи вооруженного ограбления в январе-марте 2020 года по странам региона таковы: Бангладеш – три инцидента (в I квартале 2019 года не было нападений); Индия – шесть (2019 год – ноль); Индонезия – шесть (2019 год – три); Филиппины – четыре (2019 год – два); Сингапурский пролив – девять (2019 год – два).


    В морях Сулу и Сулавеси и в водах у восточной части Сабаха были случаи похищения экипажей судов, в частности можно упомянуть инцидент, имевший место 17 января 2020 года у побережья Малайзии (Лахад-Дату, штат Сабах). Пять членов экипажа, похищенных тогда с рыболовецкого траулера, все еще остаются в плену.

    Тревожные «звоночки» приходят и из Африки, где 19 апреля на якорной стоянке порта Котону у берегов Бенина на контейнеровоз TOMMI RITSCHER (флаг Португалии) высадились пираты. На настоящий момент известно, что 11 членов экипажа укрылись в цитадели судна (специальное укрепленное место), а восемь моряков, по всей видимости, не успели этого сделать и оказались в руках пиратов. Среди членов экипажа судна есть и россияне.

    Предыдущий случай нападения в Гвинейском заливе был зафиксирован в феврале 2020 года, тогда пираты напали на другой контейнеровоз -  Maersk Tema.

    Угроза нападений на суда существует и в других регионах – по сути везде, где нестабильна политическая и экономическая ситуация. Трагический случай, например, произошел в феврале этого года в Пуэрто-ла-Крус (Венесуэла), когда пираты напали на стоящее в порту судно, ограбили его, убили капитана и взяли в плен экипаж.

    С одной стороны, сегодня мир подготовлен к борьбе с пиратами лучше, чем в «нулевые» годы. Действуют антипиратские миссии, многие суда оборудованы цитаделями, наработан опыт столкновений с пиратами, имеются соответствующие охранные структуры.

    С другой стороны, на все это накладываются ограничения, вызванные пандемией: инфекция распространяется среди служащих военных флотов, службы безопасности также работают более осторожно, а в мировой торговле наблюдается спад.

    Все это говорит о том, что судовладельцам, операторам флота и самим морякам необходимо готовится к тому, что в водах Африки, Азии и других нестабильных регионах угроза нападений на суда резко возрастает.

    Виталий Чернов.

    Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен