• 7 мая 2008

    Нефтепродуктам откроют "северный" путь

    14 мая в Приморске состоится торжественный запуск в эксплуатацию магистрального нефтепродуктопровода «Кстово (Второво) – Ярославль – Кириши – Приморск» - проект «Север» и морского терминала «Приморск» в Ленинградской области. Ожидается, что появление новой ветки для экспорта светлых нефтепродуктов позволит значительно сократить затраты на транспортировку, которые сегодня в основном, экспортируются через Вентспилский нефтяной терминал. До сих пор отсутствие в РФ собственных трубопроводов для экспорта приводило к ежегодным потерям бюджета в размере около $200 млн. из-за необходимости использовать транзитные государства.

    Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе АК «Транснефтепродукт», в первой половине мая начнется прокачка нефтепродуктов по нефтепродуктопроводу «Кстово (Второво) – Ярославль – Кириши – Приморск». Этот проект был одобрен распоряжением Правительства РФ №853-р от 24 июня 2002 года и включен в правительственную программу «Энергоэффективная экономика». Протяженность трубопровода составляет 1056 км, пропускная способность нефтепродуктопровода и мощность терминала – 26,4 млн. тонн в год. Сначала будет запущен первый пусковой комплекс мощностью 8,4 млн. тонн в год, в дальнейшем первая очередь будет расширена до 17 млн. тонн в год. Как сообщают в «Транснефтепродукте», через Приморск будет экспортироваться только низкосернистое дизельное топливо качества «Евро-5» российского производства.

    При мощности 8,4 млн. тонн в год резервуарный парк терминала будет иметь объем 240 тыс. кубометров и состоять из 12 вертикальных резервуаров. При выходе на мощность 17 млн. тонн в год, резервуарный парк будет увеличен до 24 резервуаров общим объемом 480 тыс. кубометров, при достижении полной мощности, объем резервуарного парка составит 720 тыс. кубометров (36 резервуаров).  Общая стоимость проекта составляет $1,3 млрд., из которых 42% - собственные средства «Транснефтепродукта», остальные 58% предоставляются в кредит ВТБ.

    Сейчас светлые нефтепродукты отправляются на экспорт через два терминала на Балтике. Петербургский нефтяной терминал, куда приходят по трубопроводу с завода «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области, в прошлом году обеспечил перевалку 3,4 млн. тонн светлых нефтепродуктов. РПК ЛУКОЙЛ-II в Высоцке перевалил на экспорт 4,8 млн. тонн дизельного топлива. При этом, в настоящее время большая часть экспорта светлых нефтепродуктов из России осуществляется через порт в Вентспилсе (Латвия). По оценкам экспертов, отсутствие в РФ собственных трубопроводных экспортных направлений приводит к ежегодным потерям бюджета в размере около $200 млн., связанным с необходимостью экспортировать нефтепродукты, используя транзитные страны.

    В конце апреля Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила тариф на прокачку нефтепродуктов по нефтепродуктопроводу «Север» до Приморска в размере 681,2 рубля за тонну. Это дешевле, чем использование существующего трубопровода до Вентспилса, где тариф составляет 711 рублей за тонну. Причем это максимальный тариф, который может быть уменьшен. В АК «Транснефтепродукт» ожидают, что сразу после запуска нефтепродуктопровод будет заполнен на 100%, для чего проводились предварительные переговоры с производителями и экспортерами нефтепродуктов

    «Запуск проекта «Север» - важный этап в развитии нефтетранспортной системы России; новый трубопровод обеспечит необходимый уровень диверсификации поставок в Европу и снизит транзитные риски, - отмечает директор информационно-аналитического департамента ИК «Энергокапитал» Денис Демин, - Учитывая удобное расположение перевалочных мощностей Приморска относительно европейских рынков и развитую инфраструктуру БТС, новый маршрут должен оказаться достаточно удобным для экспортеров». Он подчеркивает, что в настоящее время маршрут транспортировки нефтепродуктов в Вентспилс является одним из самых дорогих; перевозка нефтепродуктов в порты железнодорожным транспортом также малоэффективна.

    Также, по мнению Дениса Демина, загрузке мощностей трубопровода способствуют политические соображения, первоначально стимулировавшие создание БТС: Россия в последнее время достаточно активна в "разгрузке" портовых мощностей Латвии и Эстонии в пользу отечественных портов. По прогнозным оценкам к 2010 году объем экспорта нефтепродуктов через порты Балтии может достигнуть 20–30 млн. тонн в год, что подтверждается систематическим проведением работ по увеличению мощностей существующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а значит появление новых портовых и трубопроводных мощностей просто необходимо.

    Мария Мокейчева
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен