Форсированное развитие российской Арктики требует создания соответствующей стивидорной инфраструктуры для обработки транзитных и проектных грузов. Выгодной локацией для размещения подобного перевалочного комплекса является северо-запад Мурманской области, а именно район Лиинахамари.
Поворот к воротам
Как известно, освоение Арктики является одним из приоритетов государственной политики. Помимо перевозок сжиженного газа, нефти и угля с арктических проектов, планы развития предусматривают организацию регулярных перевозок по Северному морскому пути транзитных грузов: как международных, так и внутренних (каботажных). Кроме того, освоение минерально-сырьевой базы Арктики требует перевозок грузов снабжения.
«Что касается ленте-осенней навигации, то я оцениваю, что за ближайшие три-пять лет можно выйти на уровень 3-5 млн тонн (транзитных грузов по Севморпути - Ред.) в год», - прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора - директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша. Он также добавил, в более отдаленной перспективе имеются перспективы и для развития международных транзитных перевозок по Севморпути.
При этом арктическая логистика не ограничивается собственно Северным морским путем, который, ввиду особенностей международного законодательства, начинается от Карских ворот с запада и Берингова пролива с востока.
Как прокомментировал в интервью ИАА «ПортНьюс» заместитель директора – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, сейчас рассматривается целесообразность введения нового понятия - «Северный морской транспортный коридор».
«Это в некотором смысле возврат к опыту Советского Союза, когда был создан Главсевморпуть, отвечавший за трассу от Мурманска до Камчатки. Это не замена Севморпути, но более правильная с точки зрения экономики модель развития наших северных морей», - сказал Максим Кулинко.
Действительно, Мурманская область традиционно рассматривается как регион для размещения портовых мощностей, ориентированных на обеспечение перевалки грузов с арктических судов на конвенциональные и обработки грузов для арктических минерально-сырьевых проектов. Это и понятно, поскольку регион имеет доступ к незамерзающим акваториям благодаря Гольфстриму и расположен на северо-западной границе России.
Тем не менее, Мурманская область – большая, и не везде условия для портовой деятельности в ней одинаковы.
Так, Кольский залив, где в настоящее время сосредоточена основная портовая инфраструктура региона, имеет ряд недостатков. Среди них: значительное отклонение от маршрута (девиация) по морскому судоходному каналу (140 морских миль), загруженность фарватера (необходимость ожидания в очереди на проход), существенные приливно-отливные явления на протяжении 57 км, сокращающие время для швартовых операций, обязательная лоцманская проводка на протяжении 30 км, наличие военно-морской базы Северного флота и соответственно – периодическое перекрытие акватории в интересах ВМФ. Кроме того, в Мурманске имеется некоторая социальная и экологическая напряженность, связанная с переизбытком перевалочных мощностей в непосредственной близости от жилых кварталов.
В этой связи более целесообразным для размещения новых портовых мощностей представляется северо-запад Мурманской области, а именно район поселка Лиинахамари в бухте Девкина заводь. Во времена, когда Линахамари (liina можно перевести с финского примерно как «ткань») находился в составе независимой Финляндии, он выполнял для нее роль единственного порта с прямым выходом в океан. Его преимущества очевидны и сегодня: естественные глубины до 20 м, незамерзающая акватория, более короткая в сравнении с Кольским заливом девиация (35 морских миль), отсутствие интенсивного судоходства и военно-морской базы, короткая обязательная лоцманская проводка (6 км) и короткая протяженность губы Печенга (17 км). Более того, в районе Лиинахамари отсутствует плотная жилая застройка, природоохранные зоны и уже имеется определенная инфраструктура: автодорожное сообщение, сети, коммуникации, аэропорт «Корзуново» в 30 км от места будущего комплекса.
Учитывая все это, компания ООО «Прибрежный» приступила к реализации проекта создания в Лиинахамари перегрузочного комплекса, рассчитанного на арктическую логистику.
Так, здесь предполагается построить терминал «Западные ворота» для перегрузки контейнеров с судов арктического класса на конвенционные, который, как и следует из названия, будет играть роль западных ворот упомянутого выше Северного морского транспортного коридора. Терминал рассчитан на обработку грузов, идущих по Северному морскому пути из портов Дальнего Востока, как каботажных, так и транзитных, с возможностью дальнейшей отправки в западном направлении.
Второй терминал будет рассчитан на работу с грузами, предназначенными для обеспечения арктических минерально-сырьевых проектов.
В соответствии с предварительным проектом, общая площадь всего комплекса составит 25 га за счет создания искусственного земельного участка, общая длина фронта - 1200 м, глубина у причалов - 20 м без ограничения габаритов судов. Пропускная способность по железной дороге оценивается в 5,5 млн тонн в год с возможностью увеличения до 10 млн тонн в год (имеется действующая железнодорожная ветка Мурмаши-Печенга длиной 140 км, от Печенги до Лиинахамари необходимо восстановить верхний слой железнодорожного пути протяженностью 6 км и построить новый участок протяженностью 7 км), период навигации - круглогодичный. Для захода на терминал судам не потребуется наличие ледового класса.
Непосредственно контейнерный терминал будет иметь площадь в 20 га, причальную стенку в 600 м, возможность единовременного хранения до 10 тыс. контейнеров. Мощность терминала составит до 500 тыс. TEUs в год.
«Если терминал рассчитан на транзитный грузопоток по Северному морскому пути, то мощности в 500 тыс. TEUs в год, возможно, будет достаточно на начальном этапе, но, если верить государственным планам, в дальнейшем этот грузопоток ожидается в значительно больших объемах», - прокомментировал ИАА «ПортНьюс» директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин.
Комплекс обеспечения арктических проектов разместится на территории в 5 га, будет иметь причальную стенку в 300 м, складской и производственный комплексы площадью 30 тыс. кв. м и 20 тыс. кв. м соответственно, принимать суда Ro-Ro, Lo-Lo и Ro-Lo классов. Мощность терминала составить до 1 млн тонн в год.
Совместно с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики прорабатывается возможность привлечения инвестиций в проект путем выпуска «зеленых облигаций». Дело в том, что в Лиинахамари имеется достаточно свободных площадей для комплексной переработки и утилизации отходов.
Распоряжением правительства России порт Лиинахамари включен в границы морского порта Мурманск в статусе удаленного терминала (участок территории No21 и акватории No3) и открыт для захода иностранных судов.
Строительство терминала предполагается завершить во втором квартале 2024 года, а в течение 2020 года - провести инженерные изыскания и подготовить проектную документацию.
Именно к этому времени, в соответствии с планами государства, грузопоток по Северному морскому пути должен достичь 80 млн тонн в год, а объем транзитных перевозок – 3-5 млн тонн в год.
Виталий Чернов.