Объем дноуглубительных и гидротехнических работ в России в 2020 году, как ожидается, возрастет. Для речных работ планируется построить серию из 20 земснарядов, а компания Damen вновь представила отрасли инновационные технологии. Обо всем этом и многом другом говорилось в ходе III Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».
Кто до кого докопался
В настоящее время за дноуглубление в России отвечает ФГУП «Росморпорт» (морские порты и подходные каналы), Росморречфлот в лице бассейновых управлений (внутренние водные пути) и ФГУП «Гидрографическое предприятие» (морские порты и подходы к ним вдоль трассы Северного морского пути). Руководители всех этих структур сделали доклады на Конгрессе и ответили на вопросы участников.
По словам выступившего на Конгрессе врио руководителя Росморречфлота Александра Пошивая, Росморречфлот является исполнителем федеральных проектов, направленных на развитие морских портов России, внутренних водных путей и частично - Северного морского пути.
«Реализация ряда проектов позволит нам переориентировать российский грузопоток из портов иностранных государств, обеспечить доступ малых и средних угледобывающих компаний к транспортной инфраструктуре… а также нарастить экспортный потенциал российских производителей через развитие конкурентоспособной портовой инфраструктуры», - сказал Александр Пошивай.
Как, в свою очередь, рассказал в своем выступлении генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, общий объем дноуглубления предприятия в 2020 году по плану составит 18,4 млн куб. м, в том числе 8,6 млн куб. м придется на ремчерпание и 9,83 млн куб. м – на новые проекты. Собственными силами планируется выполнить дноуглубление в объеме 7 млн куб. м, этот показатель примерно соответствует уровню прошлого года.
Для сравнения: ФГУП «Росморпорт» в 2019 году выполнил дноуглубления в объеме 10,3 млн куб. м, в том числе 8,6 млн куб. м – ремчерпания.
Среди актуальных проектов по развитию портовой инфраструктуры, требующих проведения большого объема дноуглубительных работ, глава «Росморпорта» назвал строительство универсального торгового терминала «Усть-Луга» (ООО «Новотранс Актив», объем дноуглубления 12 млн куб. м), таманского терминала навалочных грузов компании «ОТЭКО-Портсервис» (объем дноуглубления - 30,5 млн куб. м), угольного терминала в бухте Суходол морского порта Владивосток (объем дноуглубления 7,1 млн куб. м). Также к апрелю 2021 года «Росморпорт» планирует завершить дноуглубление по проекту «НОВАТЭКа» в Петропавловске-Камчатском.
Среди проблемных вопросов глава «Росморпорта», по-прежнему, называет несоразмерные по его мнению требования к возмещению ущерба биоресурсам. К сожалению, этот вопрос не удается решить на протяжении нескольких лет.
Как пояснил в ходе Конгресса заместитель генерального директора - директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, основной объем грузопотока по Севморпути придется на сжиженный газ и нефть, которые будут вывозиться, преимущественно, с терминалов в Обской губе и в Енисейском заливе.
Если говорить о проектах вдоль трассы Северного морского пути, то, как рассказал в ходе Конгресса глава ФГУП «Гидрографическое предприятие» (структура госкорпорации «Росатом») Юрий Михов, в 2020 году планируется выполнить дноуглубление в рамках проекта реконструкции морского канала порта Сабетта в объеме около 20 млн куб. м. По его словам, общий объем дноуглубления в рамках этого проекта составляет около 60 млн куб. м.
Говоря о дноуглубительных работах в таких регионах, как Арктика или Дальний Восток, следует отметить, что они имеют свою специфику, характеризующуюся неразвитостью инфраструктуры и сложными условиями навигации. Важным аспектом при этом является своевременное снабжение дноуглубительного флота топливом. Тем более, что расходы на топливо составляют значительную часть издержек при реализации дноуглубительных проектов.
Уникальный опыт осуществления бункеровок на Дальнем Востоке при строительстве судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае получила компания «КТК-бункер».
«Работа бункеровочного флота на Дальнем Востоке специфична ввиду удаленности заводов, малого количества перевалочных терминалов», - рассказал в ходе Конгресса коммерческий директор компании Николай Зворыгин. Он отметил, что почти все работы ведутся в навигационный период, а флот в это время задействуется в Северном завозе и поэтому необходимо заранее резервировать суда и планировать свою работу.
Планированию помогает, в том числе, гибкое ценообразование в зависимости от ситуации на рынке. При этом, если подрядчиками выступают иностранные компании, то осуществляется валютный контроль, который хоть и не слишком сильно, но влияет на конечную цену. Кроме того, компании-нерезиденты не могут возмещать акциз, который позволил бы экономить более 20% на тонне топлива. Еще одна особенность - это ценовая сезонность, которая ярко выражена в Дальневосточном бассейне.
Николай Зворыгин также предупредил, что в настоящее время, из-за введения ограничений ИМО на содержание серы в судовом топливе, примерно в 1,5 - 2 раза выросли соответствующие расходы, что необходимо учитывать при планировании работ. При этом наблюдается дефицит и самого низкосернистого топлива.
«Компаниям, которые планируют работать в Арктике и на Дальнем Востоке, необходимо заблаговременно подходить к изучению топлив, планируемых ими к потреблению» - посоветовал эксперт. В противном случае можно столкнуться с продуктом, который приведет к поломке судовых двигателей.
Строим и локализуем
Тема обновления дноуглубительного флота в России стоит очень остро. В соответствии с данными, которые привел в ходе Конгресса генеральный директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров, большая часть дноуглубительного флота в стране имеет возраст старше 31 года, при этом значительная часть - свыше 40 лет. В наличии 244 земснаряда средним возрастом 32,4 года, 120 землесосов средним возрастом 34,3 года, 223 шаланды средним возрастом 35,9 года, 158 мотозавозеней средним возрастом 40 лет, 151 брандвахта средним возрастом 40 лет.
Геннадий Егоров особо обратил внимание, что дноуглубительный флот нельзя сводить только к земснарядам. Они работают, как правило, в составе земкаравана, вместе с шаландами и баржами - площадками, дебаркадерами, мотозавознями, промерными судами, заправщиками, буксирами - толкачами, разъездными судами.
«Проведение ремонтов, поддержание судов технического флота в эксплуатационном состоянии тоже стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается», - отметил Геннадий Егоров.
Эксперт призвал к системному проектному подходу в создании «линейки» необходимой дноуглубительной техники и показал практические варианты таких «линеек» как для морского, так и для речного дноуглубления.
Между тем, как рассказал в ходе Конгресса врио руководителя Росморречфлота Александр Пошивай, на судостроительном заводе «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) планируется построить серию из 20 земснарядов, спроектированных с участием компании Royal IHS. Cтроительство первых четырех судов серии планируется завершить до 2022 года, остальных 16 - до 2030 года. Финансирование будет вестись по льготной лизинговой программе ГТЛК со ставкой в 2,5% годовых сроком на 15 лет. Лизингополучателями являются соответствующие бассейновые управления Росморречфлота. Стоимость одного земснаряда составляет около 1 млрд руб., конкурс на строительство первых двух судов был объявлен ГТЛК в феврале 2020 года.
Говоря о строительстве новой дноуглубительной техники, стоит отметить технологию Damen DOP, представленную участникам Конгресса региональным сервисным менеджером Damen Shipyard Харролдом ван Влитом. Технология предусматривает оборудование техники специальным модулем с насосом для удаления грунта (DOP), что открывает широкие возможности для извлечения грунта без строительства или покупки дорогостоящих специализированных судов. Более того, данный модуль можно взять в аренду. Как прокомментировал после презентации генеральный директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров, «с помощью такого модуля можно сделать землесос из любого крана - всего лишь одна деталь меняет весь подход». Речь, при этом, конечно идет об относительно небольших объемах работ.
Для извлечения больших объемов грунта на крупных проектах без специализированного флота не обойтись. И здесь Damen также предлагает множество инновационных решений, в частности, воплощенных в серии земснарядов с прицепным всасывающим бункером (Damen Trailing Suction Hopper Dredger Series).
Отметим, что такие земснаряды были построены для ФГУП «Росморпорт»: это суда «Юрий Маслюков», «Северная Двина» и «Белое море». При этом новейший земснаряд «Юрий Маслюков» был построен по проекту Damen в России - на «Онежской судоверфи».
Действующий дноуглубительный флот можно выгодно обслуживать на верфях группы BLRT, расположенных в регионе Балтики (Таллинне, Турку и Литве). Как рассказал в ходе Конгресса глава департамента ценообразования BLRT REPAIR YARDS Дмитрий Кузьмин, для инспекции состояния судов применяется лазерное 3D сканирование и трехмерное моделирование. Кроме того, компания предлагает проектирование, изготовление и установку скрубберов и систем управления балластными водами, что особенно актуально в свете экологических ограничений Международной морской организации (ИМО).
В то же время, как известно, в России проводится политика импортозамещения и локализации, в том числе в сфере судостроения. Требования к уровням локализации судового комплектующего оборудования установлены постановлением правительства России №719. Компания Damen, которая уже выполнила для российских заказчиков ряд судостроительных проектов, готова исполнять эти требования.
«В своих проектах, которые мы реализуем не только для «Росморпорта», но и для других российских компаний, мы работаем над тем, чтобы соответствовать требованиям по локализации судового комплектующего оборудования, предъявляемым постановлением правительства России №719. В России достаточно надежных поставщиков для локализации», - прокомментировал «ПортНьюс-ТВ» директор по продажам Damen в России Вадим Акимов.
Имеются в России и собственные уникальные разработки для дноуглубительной отрасли. Так, генеральный директор компании «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий в ходе Конгресса рассказал о продвижении двух инновационных проектов, разрабатываемых в компании: создание неизотопного плотномера и системы подводного видения для земснарядов.
Неизотопный плотномер в течение 2019 года прошел испытания на стенде Vinci во Франции, а также опытную установку на земснаряде Andre L (Франция) и совместные испытания в корпорации China Construction and Communication Corporation (СССС). Таким образом, оборудование готово к коммерческим поставкам.
Система подводного видения земснарядов от «Нониус Инжиниринг» должна поступить в продажу в 2021 году.
Дноуглубительные работы требуют применения и надежных трубопроводов, и здесь в России также имеются свои наработки, которые находят признание по всему миру. Так, в ходе Конгресса о продукции российского предприятия «Композит», которое специализируется на научных исследованиях, разработке и внедрении износостойких резиновых изделий - производстве трубопроводов для горнодобывающих предприятий и гидромеханизированных работ, рассказал руководитель отдела продаж компании Александр Невзоров. Компания предлагает плавучие морские трубопроводы со штуцерным фланцем, резиновые
трубопроводы с универсальным и круглым пластиковым поплавком, всасывающие трубопроводы для работы на раме земснаряда, гуммированные изделия и др. Партнерами предприятия уже являются многие международные компании, а дилеры работают в таких странах, как Польша, Италия, Украина, Казахстан, Индия, Узбекистан, Азербайджан, Египет, Чили и Перу.
Завязывая гидроузлы
За последние десять лет произошло существенное повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений на внутренних водных путях России, сообщил в ходе Конгресса Александр Пошивай. При этом из-за многолетнего недофинансирования содержания внутренних водных путей накопились проблемы, требующие повышенного внимания.
Крупнейшими проектами на внутренних водных путях являются строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов.
Если говорить о Багаевском гидроузле, то, как рассказал в ходе Конгресса Александр Пошивай, по проекту получено положительное заключение Главгосэкспертизы, в марте планируется объявить конкурс на выполнение строительных работ. «Проект будет выполнен, в этом сомнений нет», - сказал врио главы Росморречфлота.
Ситуация с проектом Нижегородского низконапорного узла сложнее. По словам Александра Пошивая, реализация проекта затормозилась из-за позиции местных властей.
«Если в случае с Багаевским гидроузлом было полное понимание и поддержка со стороны руководства региона, то в Нижегородской области, после ухода предыдущего губернатора, она кардинально поменялась и поддержку области мы потеряли. И сейчас есть ряд проблем, которые не позволяют получить положительное заключение Главгосэкспертизы. Связано это с требованиями Нижегородской области по ликвидации накопленного экологического ущерба», - сказал Александр Пошивай.
Он отметил, что новый состав правительства России уже поставлен в известность об этой проблеме.
Александр Пошивай также отметил, что в настоящее время ведется работа с местным населением по разъяснению предлагаемого проекта. «Разъяснительная работа, которую мы проводим в Балахне, Дзержинске, Заволжске, дает свои позитивные результаты», - сказал представитель Росморречфлота.
Как, со своей стороны, заявил в ходе Конгресса д.т.н., главный научный сотрудник, заведующий лабораторией Института водных проблем РАН Виталий Беликов, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла является единственным способом решения проблемы маловодности на данном участке. По его словам, предлагаемые альтернативные варианты, такие как дноуглубление русла и строительство третьей нитки Городецкого шлюза не обеспечат судоходных глубин и не решат проблемы подтопления Балахны.
«Если мы живем по принципу «после нас хоть потоп», тогда вместо создания подпора в нижнем бьефе Нижегородского гидроузла (что является азбучной истиной гидротехнического строительства) можно углублять русло Волги и дальше, увеличивая напор на плотину Нижегородской ГЭС выше расчетного. Но это чревато непредсказуемыми последствиями», - сказал ученый.
Еще одним важным проектом на внутренних водных путях является реконструкция Волго-донского судоходного канала (ВДСК). Как рассказал в ходе Конгресса руководитель ФБУ Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей Олег Шахмарданов, в настоящее время закончена реконструкция гидроузлов №№7,8, первой очереди реконструкции гидроузлов №№2,5,11, завершаются работы насосных станций №№31,32.
«Работы эти проводились с учетом последних технических достижений, как отечественных, так и зарубежных, позволяющих обеспечить как высокую надеждность, безотказность, экологическую безопасность, так и снизить затраты на эксплуатацию и ремонт, обеспечить снижение металлоемкости, энергопотребления и создание высокоточных систем управления», - рассказал Олег Шахмарданов.
Выполнению различных гидротехнических работ в России призвана способствовать т. н. «регуляторная гильотина» и совершенствование нормативно-правовой базы в этом сегменте. Как рассказал в ходе Конгресса заместитель директора
департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Андрей Козлов, министерством, в том числе, подготовлен проект Правил содержания судовых ходов и судоходных ГТС и ведется разработка проекта постановления правительства России о Порядке использования донного грунта, извлеченного при работах на внутренних водных путях.
Глубина проблем
Если говорить в целом, то стоит отметить, что гидротехнический сегмент в России развивается, а потому соответствующие подрядчики не останутся без работы. Важно, чтобы это приводило к развитию смежных отраслей, прежде всего судостроительной, приборо- и машиностроительной.
Отрадно, что как ведущие иностранные партнеры, так и отечественные компании готовы продолжать свою работу в России и продвигать здесь инновационные технологии, выходя с ними и на внешние рынки.
Крайне важна и работа профильных министерств и ведомств, от которой, во многом, зависит успешное выполнение масштабных портовых и гидротехнических проектов, способных оказать существенное влияние на экономку страны в целом.
Медиа-группа «ПортНьюс», со своей стороны, готова и дальше предоставлять возможность заказчикам, подрядчикам и представителям государственных органов обсуждать все возникающие вопросы и проблемы на ежегодных конгрессах, а также поддерживать отрасль в информационном пространстве.
Виталий Чернов.