12 февраля 2020   19:00

Коронный номер

Коронавирусная инфекция оказывает существенное влияние на грузопотоки, порты и судоходство. Проблемы возникли с контейнерным потоком из Китая и обратно и даже с перевозками СПГ. При этом c трудностями сталкиваются не только стивидоры и судоходные компании, но и экспедиторы, которые могут оказаться «крайними» из-за задержек в поставках товаров.

Вирус сыграл в ящик


Вспышка коронавирусной инфекции привела к перебоям в работе портов этой страны, на которые, во многом, «завязана» международная торговля.

Если говорить о влиянии на российскую портовую отрасль, то ситуация в Китае может привести к спаду контейнерооборота в отечественных портах.

Так, по мнению исполнительного директора ООО «Феникс» (оператор ММПК «Бронка» в Санкт-Петербурге) Алексея Шуклецова, которое он высказал в интервью ИАА «ПортНьюс» >>>> , ситуация с вирусом в ближайшие месяцы может негативно отразиться на контейнерном рынке Санкт-Петербурга.

«Коронавирус приводит к рыночной турбулентности, что может в ближайшие месяц-два привести к падению контейнеропотока на китайском направлении, а дальше все будет зависеть от того, насколько быстро Китай локализует проблему и восстановит производство», - сказал Алексей Шуклецов.

В подтверждение этого можно привести информацию от автопроизводителя Nissan, который заявил о планах приостановки завода в Санкт-Петербурге из-за перебоев с поставкой комплектующих из Китая.

Пока же, по данным российской администрации морских портов Балтийского моря, с контейнерооборотом в Санкт-Петербурге все хорошо: по итогам января он вырос на 5%  - до 186,2 тыс. TEUs.
 
Задержки в поставках могут привести к проблемам и у логистических операторов, экспедиторов и других компаний, несущих ответственность за доставку грузов в срок. Так, международный страховой клуб TT Club выпустил предостережение о том, что к таким компаниям могут выставляться претензии за недоставку вовремя грузов или за их ненадлежащее качество. По мнению юристов клуба, главный совет транспортным операторам состоит в том, чтобы заранее проявлять инициативу для информирования клиентов о форс-мажорных ситуациях, которые вызваны распространением коронавируса.

Как прокомментировала ИАА «ПортНьюс» старший партнер адвокатского бюро «Инмарин» Виктория Жданова, «защиту от ответственности предоставляют условия договора. Соглашение сторон может предусматривать либо специальные исключения ответственности сторон при определённых обстоятельствах, например, закрытие портов в связи с эпидемией корнавируса, либо квалификацию их как обстоятельств непреодолимой силы: ввод карантина по решению властей и тд. Оба варианта по-разному, но освобождают стороны от негативных последствий за срыв сроков поставки» (комментарий добавлен после публикации статьи 13.02.2020).

Кроме того, по мнению рейтингового агентства Fitch, коронавирус окажет давление и на рынок перевозок сжиженного природного газа (СПГ). По данным из открытых источников, часть китайских импортеров СПГ уже объявили форс-мажор по контрактам на поставку сжиженного газа, что может привести к отмене до 70% танкерных поставок СПГ по итогам февраля 2020 года.

Операция «чистые руки»


Отдельной проблемой история c коронавирусом является для паромных, круизных судоходных компаний и операторов: Таиланд не разрешил круизному лайнеру Westerdam зайти в порт страны из-за подозрений, что на его борту находятся заболевшие коронавирусом люди, хотя судно не состоит в карантине; Южная Корея вообще ввела временный запрет на заход иностранных круизных судов, посещавших в последние две недели страны, в которых случаи заражения коронавирусом были подтверждены, а все прямые паромные сообщения между Тайванем и китайскими провинциями Фуцзянь и Чжэцзян с 10 февраля 2020 года прекращены.

Но особенно показательна история с круизным лайнером Diamond Princess, который, фактически, превратился в карантинную тюрьму для 3,7 тыс. чел. в порту Иокогама (Япония). Это, мягко говоря, не содействует привлекательности круизных путешествий в разгар коронавирусной истерии. Риск оказаться запертым на судне вместе с больными в условиях общей системы вентиляции и питания слишком велик.

В настоящее время круизные операторы по всему миру предпринимают дополнительные меры безопасности.

Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в балтийском паромном операторе Tallink, компания несколько недель назад усилила гигиенические требования к уборке, дезинфекции поверхностей, мониторингу возможных симптомов у пассажиров и сотрудников паромов.

«Правительства стран Скандинавии и Прибалтики пока не сформировали список требований с указанием обязательных действий, но мы готовы следовать всем инструкциям со стороны властей», - пояснили в Tallink.

В компании также прокомментировали, что «количество пассажиров из Азии уменьшается в начале года и первый квартал не является высоким сезоном продаж, поэтому мы наблюдаем естественное снижение количества пассажиров из Китая. Основной поток групп китайских туристов отправлялся в рейсы 26 и 27 января, на данный момент все групповые бронирования на февраль и март перенесены на более поздний период и на борту нет групп, путешествующих из Китая. Принимая во внимание, что отдельные страны приостановили выдачу виз китайский гражданам, а компания Finnair отменила перелеты в Китай, количество индивидуальных туристов также уменьшится. Несмотря на вышеперечисленные факторы, коронавирус не повлияет на финансовые результаты на уровне компании в целом, так как количество аннулированных рейсов составит 0,1% от общего пассажирского потока».

Со своей стороны отметим, что в самом факте заражения на круизных судах ничего нового нет: вспышки тех или иных инфекционных заболеваний на лайнерах по всему миру происходят регулярно, часто их виновником являлся норовирус. Вопрос только в летальности этих инфекций и наличия необходимых вакцин. В случае с коронавирусом в этом смысле пока все не очень понятно.

Виталий Чернов.