Работа над 719 Постановлением правительства в судостроении идёт уже четвёртый год, а судостроители, судовладельцы и поставщики оборудования до сих пор не пришли к единому мнению: является ли эта работа реальным стимулом для российской промышленности, либо лишним барьером в развитии флота.
Минпромторгом разработана очередная редакция 719 Постановления правительства в части требований к продукции судостроения. Согласно проекту правового акта, свои критерии отнесения к российской продукции получат винто-рулевые колонки (ВРК). Кроме того, уточняется ряд технических моментов, таких как срок действия выдаваемых заключений и распространение требований в зависимости от стадии строительства судна.
Изменения в данное постановление во многих случаях предлагаются на основании анализа информации о возможностях отечественного производства судового комплектующего оборудования (СКО), выполненного автором электронного проекта «Центр СКО» - Центральный научно-исследовательский институт АО «ЦНИИ «Курс». Он фактически взял на себя роль интегратора процесса практической реализации политики программы импортозамещения, получив в 2017 году из федерального бюджета 120 млн руб. на создание Центра СКО.
Работа центра оценивается представителями отрасли по-разному. Многие судовладельцы и судостроители считают созданную базу неполной, не имеющей практического применения (такое мнение было высказано несколькими судовладельцами в ходе круглого стола «Импортозамещение в российском судостроении: амбиции и реальность», проведенного ИАА «ПортНьюс» 29 августа 2019 года). Российские производители судового оборудования позитивно относятся к данному проекту. Но они не связывают с ним особых надежд на продвижение своей продукции, придерживаясь преимущественно собственной маркетинговой стратегии. Регулирующие отрасль органы власти, как полагают в отрасли, видимо, расценивают проект Центр СКО как дополнительную и во многом пока единственную возможность отчитаться по реализации программы импортозамещения.
Несмотря на неоднозначность оценки участниками рынка практических шагов Минпромторга России по импортозамещению в России, Центру СКО будет добавлено финансирование. В настоящее время Минпромторгом объявлен конкурс на выполнение работ по Центру СКО-2. Начальная (максимальная) цена контракта – 140 млн руб.
Как уточнили ИАА «ПортНьюс» в министерстве, средства требуются на поддержку работы электронной системы, включающей в себя на настоящий момент более 500 предприятий и 7200 ед. СКО, а также на ее дальнейшее развитие. В такой ситуации весьма вероятно, что исполнителем проекта по-прежнему будет ЦНИИ «Курс». Таким образом, знаменосец импортозамещения в судостроении вряд ли поменяется.
Центр СКО в деталях
Первоначально предполагалось, что Центром СКО будет создана единая база производителей, которая не только выявит позиции, по которым уже сегодня достигнута импортонезависимость, но и будет способствовать популяризации российской продукции посредством удобства доступа к тактико-техническим характеристикам оборудования со стороны проектантов. Повышение спроса на продукцию российских производителей, общедоступность, возможность масштабной аналитической работы по определению «узких мест», по которым целесообразна работа по освоению производства – всё это предполагалось выполнить силами научно-исследовательского института.
Однако, как показала практика, ресурс остался почти невостребованным: посещаемость сайта - порядка 50 просмотров в день (открытый счетчик посетителей на сайте Центра СКО). Вызывает вопросы и наполняемость базы, ведь на основе содержащейся в ней информации Центр СКО и делает выводы о наличии производства в Российской Федерации того либо иного оборудования и, как следствие, решает вопрос возможности включения новых позиций в 719 постановление. Идея вполне здравая, если бы не одно «но»: включение производителей в базу является добровольным и осуществляется на основании заявления организации. Проверок достоверности данной информации с выездом на предприятия не проводится.
На практике возникающие идеи по корректировке 719 постановления непосредственные участники рынка могут видеть уже опубликованными на официальном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/) в виде сформированных проектов. Но ни плана работы, ни тем более протоколов обсуждений, предшествующих созданию этого проекта, в открытом доступе нет. К тому же, Центр СКО позиционируется как «единое окно» по импортозамещению в судостроении, что теоретически подразумевает максимальное информирование отраслевого сообщества на сайте проекта. И действительно, на сайте Центра СКО есть форум, но обсуждения в нем не проводятся. Хотя стоит отдать должное, что не все предприятия и сами готовы активно в таких обсуждениях участвовать.
Центр СКО аккумулировал в общедоступной базе значительное число отечественных предприятий и образцов продукции. Однако при внимательном рассмотрении к перечню данных предприятий возникает ряд вопросов. Большая часть из представленных компаний осуществляет производство отдельных компонентов СКО, а не судового оборудования и судовых систем в целом. Так, например, в базе Центра зарегистрировано более 120 клемм, 100 стальных стяжек и более 4000 позиций кабеля различных типов и сечений. Кроме того, из указанных 511 зарегистрированных производственных компаний представляют свою продукцию в базе лишь 105. Некоторые из них находятся в процедуре банкротства или наблюдения (например, Волгоградский судостроительный завод, Петропавловская судоверфь, Сосновский судостроительный завод) либо физически прекратили свое существование (например, Московский судостроительно-судоремонтный завод). Скриншоты информации о наличии данных предприятий в базе Центра СКО сделаны ИАА «ПортНьюс».
Возможно, на корректировку созданной базы данных и направлено новое госфинансирование.
Инициатива из Центра
Одним из ярких примеров сегодняшней работы Центра СКО является разработка требований к ВРК, которые включены в проект очередной редакции 719 Постановления правительства.
Согласно информации на сайте Центра СКО, на сегодняшний день лишь одно предприятие в Российской Федерации осуществляет выпуск ВРК. В номенклатуре выпускаемой продукции 4 типа ВРК, 6 типов подруливающих устройств и 6 типов пропульсивных комплексов. В то же время, исходя из информации, опубликованной на официальном сайте этой единственной представленной в проекте «Центр СКО» компании-производителе ВРК, предприятие осуществило лишь одну поставку ВРК на буксир проекта 23470 в июне 2018 года. Получается, что на основании одной поставки данного типа оборудования принято решение о включении требований для ВРК в проект корректировок 719 постановления правительства? Остается надеяться, что законодатель при внимательном рассмотрении новых поправок не сочтет изготовление одного комплекта ВРК достаточным для того, чтобы считать решённым вопрос освоения производства данной номенклатуры СКО на территории Российской Федерации.
По информации источников ИАА «ПортНьюс», еще минимум две зарегистрированные в России компании планируют предложить свои ВРК в базу Центра СКО. Возможно, это изменит ситуацию в лучшую сторону
719 ПП на практике
С момента утверждения первой редакции 719 Постановления правительства в части требований к продукции судостроения в 2017 году и после её существенной корректировки в марте 2019 года нет информации ни об одном гражданском судне, которое бы получило подтверждение соответствия требованиям постановления. Одной из причин низкой активности судостроителей на поприще системообразующего документа в импортозамещении может стать недостаточность методического обеспечения со стороны разработчиков.
Вместе с тем, многие отечественные верфи самостоятельно осуществляют поиск СКО отечественного производства непосредственно на заводах, несмотря на существующую базу Центра СКО. Ранее даже рассматривался вопрос о включении в штат судостроительных предприятий инженеров по импортозамещению, которые могли бы вести работу по поиску отечественного СКО, установлению долгосрочных партнёрских отношений между верфью и производителем СКО. Соответствующее поручение, согласно протоколу одного из заседаний Союза машиностроителей России, было дано Минпромторгу еще в 2017 году. Однако пока опрошенные ИАА «ПортНьюс» руководители российских верфей не смогли сообщить о наличие в штатном расписании такой должности.
Тернистый путь к масштабному импортозамещению в отечественном судостроении, по задумке ответственного за это Минпромторга, может увенчаться новым техпроектом универсального сухогрузного судна класса «река-море». Открытый конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) «Разработка технического проекта универсального сухогрузного судна смешанного плавания класса «река-море» (шифр «Сухогруз-М») объявлен Министерством промышленности и торговли РФ в сентябре 2019 года. Максимальное значение цены контракта - 50 млн руб. Источник финансирования - федеральный бюджет.
Поскольку этот техпроект необходимо разработать к ноябрю 2020 года, он должен полностью соответствовать всем требованиям законодательства в части импортозамещения, то есть, включать в себя дизельные установки, котлы, ВРК и другое судовое оборудование отечественных производителей. Такая задача пока видится невыполнимой.
Стоит отметить, что в последние пару месяцев на разных площадках многие уважаемые отраслевые эксперты и топ-менеджеры крупных судостроительных проектов высказывали одну и ту же мысль: насаждать импортозамещение только внутри России малоперспективно.
Следует развивать возможности экспорта отечественного оборудования в другие страны. Именно в расширении рынков сбыта кроется и увеличение серийности российской продукции, а значит, и снижение ее стоимости наряду с ростом доступности сервисного постпродажного обслуживания.
Фото сайта «Наука и техника»
Софья Винарова