Служебно-вспомогательный флот в России все еще состоит, во многом, из устаревших судов «советских» серий. Существует большая потребность в новых буксирах, бункеровщиках, ледоколах, необходима корректировка судовой классификации. Строительству таких судов в России готовы способствовать ведущие иностранные производители.
Судостроительный горизонт
Количество судов вспомогательного флота советских серий в России по прогнозу к 2030 году снизится в три раза - до приблизительно 900 ед. Об этом в ходе III Международной конференции «Развитие ледокольного и служебно-вспомогательного флота», организованной медиа-группой «ПортНьюс» в рамках выставки «Нева» в Санкт-Петербурге, сообщил генеральный директор «Морского Инженерного Бюро» Геннадий Егоров.
По его словам, начиная с 2025 года возникнет большая потребность в новых бункеровщиках, речных буксирах-толкачах мощностью свыше 1200 КВт. По данным Геннадия Егорова, в настоящее время в России работают 69 бункеровщиков старых серий, их средний возраст превышает 36 лет. Количество находящихся в эксплуатации речных буксиров-толкачей мощностью более 900 КВт составляет 202 ед., их средний возраст превышает 30 лет.
Как, в свою очередь, сообщил в ходе конференции главный специалист отдела маркетинга и информационной политики Российского морского регистра судоходства Владимир Скепко, на класс РС в настоящее время строится 170 судов, в основном, это рыболовные суда, буксиры, сухогрузы и пассажирские суда.
Таким образом, рынок строительства новых судов вспомогательного флота в ближайшие десять лет должен стать очень емким. Однако новые суда должны соответствовать современным требованиям и задачам, в том числе по топливной эффективности, мощности, экологичности, автоматизации. Отечественных компетенций для этого может не хватить. И здесь на помощь могут прийти иностранные партнеры из числа ведущих мировых компаний, специализирующихся в этой области.
В настоящее время на российском рынке особой популярностью пользуются новые суда, построенные группой Damen. Как рассказал в ходе конференции менеджер по сервисному обслуживанию Damen Барт Каал, компания в I квартале 2020 года планирует открыть сервисный центр в Санкт-Петербурге. В центре будут работать русскоязычные инженеры, прошедшие подготовку в Damen. Преимущество центра будет состоять в возможности оплаты услуг в рублях, гарантированной доставки комплектующих в течение двух недель, обслуживании на русском языке.
Кроме того, Damen предлагает возможности для содействия строительству судов на территории России, что соответствует тренду на локализацию производства. Также компания предлагает различные варианты финансирования строительства.
Отметим, что суда производства Damen пользуются особой популярностью у ведущих отраслевых компаний в России.
Как рассказал в ходе конференции начальник портового флота АО «Восточный Порт» (оператор крупнейшего и наиболее технологически продвинутого угольного терминала России) Виталий Плешаков, полгода назад в состав портофлота компании был включён мощный азимутальный буксир «Александр Козицын», построенный в 2018 году на шанхайской верфи Damen Shipyards. Представитель стивидорной компании отметил, что ввод в эксплуатацию нового буксира значительно увеличил суммарную мощность портофлота, позволил сократить время швартовных операций и работать судам АО «Восточный Порт» по контрактам в других акваториях залива Находка.
«Наша компания оперирует портофлотом, который по праву считается самым современным и производительным в дальневосточных портах страны – как по суммарной мощности двигателей буксиров, так и по уровню используемых технологий. Поэтому мониторинг технических новинок в области судостроения с их дальнейшим применением на практике – одна из наших главных задач. Надо держать марку», - подчеркнул Виталий Плешаков.
Кроме того, существует потребность в судах технического флота, гидрографических, промерочных и т. д.
Так, по словам выступившего на конференции заместителя руководителя по флоту «Морской спасательной службы Росморречфлота» Олега Чепкасова, «Морская спасательная служба» в настоящее время строит 12 судов, а в рамках федерального проекта по развитию Северного морского пути предусмотрено строительство еще 16 судов.
Холодный старт
Активное освоение Арктики диктует необходимость строительства ледокольного и вспомогательного флота для северных морей.
Что касается ледоколов, то здесь заказчиками выступают ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Атомфлот». По словам выступившего на конференции заместителя генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василия Стругова, крупнейший строящийся дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» имеет техническую готовность в 99%. 30 сентября 2019 года запланирован выход судна на ходовые испытания, устранение замечаний и передача судна заказчику намечены на ноябрь 2019 года. В апреле 2020 года предполагается провести ледовые испытания в арктических морях.
Всего в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года ФГУП «Росморпорт» запланировано строительство девяти судов общей стоимостью 52,8 млрд руб., в том числе ледокола проекта 21900M2 (начало строительства запланировано на четвертый квартал 2019 года, исполнитель - завод «Пелла»), двух двутопливных ледоколов проекта ЛК 12-14 МВт (проектируется во ФГУП «Крыловский государственный научный центр», начало строительства - третий квартал 2020 года), судна проекта 22740М (исполнитель - ССК «Звезда» с опционом на строительство до трех дополнительных судов проекта), мелкосидящего ледокола мощностью 6-8 МВт (проектирует АО «Нордик Инжиниринг», начало строительства назначено на 2021 год).
В свою очередь, для «Атомфлота» в настоящее время строятся три атомных ледокола ЛК-60. Как рассказал в ходе конференции заместитель генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот» Константин Князевский, техническая готовность головного ЛК-60 «Арктика» составляет 88,91%, серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал» 59,21% и 44,61% соответственно. В августе 2019 года был заключен договор на строительство третьего и четвертого серийных (четвертого и пятого физических) ЛК-60.
В перспективе предполагается строительство трех ледоколов-лидеров пропульсивной мощностью 120 МВт. Как прокомментировал Константин Князевский, принято решение о том, что данные суда будут однотипными (ранее предлагались различные модификации).
Помимо строительства линейных ледоколов «Атомфлот» реализует программу развития портового флота.
Как рассказал в ходе конференции генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, в настоящее время предприятие совместно с заводом «Краншип» прорабатывает проект строительства ледокольного буксира мощностью 7 МВт ледового класса Icebreaker 6. Судно будет иметь длину в 38,5 м и ледопроходимость в 1,25 м. Строительство буксира предполагается осуществить в рамках проекта «Портофлот 2», который также предусматривает строительство ледокола, аналогичного ледоколу «Обь», двух ледокольных буксиров типа «Пур» и «Тамбей», двух буксиров-ледоколов класса Icebreaker 6.
По мнению главы «Атомфлота», необходимо пересмотреть классификацию ледокольных судов, требования к корпусу, поскольку подобные буксиры по своим характеристикам сравнимы с ледоколами.
Напомним, в рамках проекта «Портофлот» для ФГУП «Атомфлот» построены буксиры ледового класса «Пур», «Тамбей», ледокольные буксиры «Юрибей», «Надым», портовый ледокол «Обь».
Как в свою очередь рассказал в ходе конференции генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Юрий Михов, для предприятия строится два лоцмейстерских судна и два больших гидрографических катера, строительство планируется закончить к концу 2020 года. В первом квартале 2021 года планируется начать работу по глубокой реновации трех гидрографических судов, завершение работ запланировано до 2022 года. Кроме того, к 2024 году предполагается построить гидрографическое судно ледового класса Arc7.
Освоение Арктики открывает перспективы и для развития арктического туризма. Проблема заключается в том, что в настоящее время арктические туры осуществляются на ледоколах, которые не предназначены для этих целей. Учитывая это обстоятельство, АО КБ «Вымпел» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) разработало концепцию арктического круизного судна для высоких широт. Как рассказал в ходе конференции заместитель генерального директора по проектной работе-главный конструктор проектов бюро Сергей Милавин, проект находится на начальном этапе, а на подобные суда прогнозируется большой спрос.
Отметим, что в настоящее время два арктических круизных судна строятся на финской верфи Helsinki Shipyard.
Интересным проектом является создание ледостойкой дрейфующей станции, которая позволит проводить полярные экспедиции на качественно новом уровне. В апреле 2019 года на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге был заложен киль станции.
Освоение Арктики невозможно без профессиональных кадров. Как рассказал в ходе конференции проректор Государственного университета морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова Александр Горобцов, вуз стал первым в мире международно-признанным учебным заведением для подготовки экипажей в соответствии с Полярным кодексом. Практические занятия проводятся с использованием крупнейшего в России навигационного ледового тренажера Крыловского государственного научного центра, имеющего шесть отдельных мостиков активных судов, два из которых обладают системой визуализации с горизонтальным углом обзора 360 градусов, а четыре мостика — по 180 градусов каждый.
С 2019 года вуз в рамках специального Центра проводит курсы подготовки всех специалистов (капитаны, механики, судоводители, инженеры и др.) для работы на универсальных атомных ледоколах проекта 22220 типа «Арктика».
По мнению выступившего на конференции проректора Российского университета транспорта, вице-президента Российской палаты судоходства Константина Анисимова, строительству судов в России будут содействовать меры господдержки, такие как программа льготного лизинга, судовой утилизационный грант, компенсации для СК «Звезда», субсидии для создания научно-технического задела, активная работа по корректировке плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли.
Константин Анисимов также отметил, что росту объемов производства в сегменте служебного и вспомогательного флота будет способствовать развитие ССК «Звезда», строительство Центра крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, проект «Жатайской судоверфи» в Якутии, модернизация Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Карелии.
Таким образом, в России имеется как спрос, так и предложение на строительство новых судов в данном сегменте. Главная задача – обеспечить их конкурентоспособность, соответствие современным требованиям и должное качество. В этом могут помочь иностранные партнеры, заинтересованные в локализации своих компетенций на территории России.
Виталий Чернов.
С фоторепортажем с III Международной конференции «Развитие ледокольного и служебно-вспомогательного флота» можно ознакомиться по ссылке >>>>