АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» активно наращивает портфель судостроительных проектов. Об особенностях лизинговых схем для разных типов судов, финансировании строительства круизного теплохода проекта PV300, перспективах операционного лизинга в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» Александр Бабич.
- Александр Александрович, на заводе «Красное Сормово» ведется строительство круизного теплохода «Мустай Карим» проекта PV300 по лизинговой схеме. Финансирование предоставляется «Машпромлизингом». Каковы параметры этого финансирования (ставка, срок) и чем они обоснованы?
- Финансирование строительства круизного теплохода проекта PV300 «Мустай Карим» для лизингополучателя ООО «ВОДОХОДЪ» осуществляется на условиях Программы лизинга морских и речных гражданских судов, разработанной АО «ОСК», с общим сроком финансирования (включая срок строительства) 18 лет и низкой валовой лизинговой ставкой. При этом платежи начинаются после подписания акта приема-передачи судна в лизинг. Данные условия были заложены в Программу исходя из анализа предоставленных в бизнес-планах эксплуатационных параметров судоходных компаний для круизных судов. Данные суда вследствие их высокой стоимости имеют длительный срок окупаемости и требуют минимально возможную ставку при реализации лизингового проекта.
- Вы упомянули, что пассажирские суда имеют высокие сроки окупаемости. Какие параметры финансирования их строительства в связи с этим применяются?
- Пассажирские суда, которые используются на регулярных маршрутах для перевозки населения, практически всегда требуют дотаций из региональных бюджетов. Они, как правило, не окупаемы без этих дотаций, в большей части даже эксплуатационные расходы для этих судов в сумме превышают доходы от продажи билетов. А если учесть еще и лизинговые платежи, то без региональной поддержки здесь точно не обойтись. Поэтому для пассажирских судов в Программе лизинга морских и речных судов предусмотрена ставка в размере 2,5% годовых. Данное условие уже было использовано нами при реализации лизинговых проектов строительства трех судов «Комета 120М» для Крыма и шести судов «Валдай45Р» для Ханты-Мансийского автономного округа и Нижнего Новгорода.
- «Машпромлизинг» является кэптивной компанией ОСК, завод «Красное Сормово» также входит в состав Корпорации. Дает ли это дополнительные преимущества при реализации указанного судостроительного проекта?
- АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» и ПАО «Завод «Красное Сормово» хоть и входят в состав одной корпорации, но являются самостоятельными организациями, решающими вопросы своей жизнедеятельности с учетом коммерческих интересов каждой стороны. Кроме этого, контракт на строительство судна обсуждался и подписывался тремя сторонами, включая лизингополучателя ООО «ВОДОХОДЪ», которое никакого отношения к группе ОСК не имеет, но имеет свою заинтересованность в условиях договора, особенно в цене и сроках.
Поэтому никаких преимуществ принадлежность компаний к одной группе не дает. Цена, сроки и условия строительства – это вопрос завода, условия лизинга – это наш вопрос. И все это в увязке обсуждено с лизингополучателем. Точно так же, как если бы это были абсолютно разные компании, принадлежащие различным собственникам.
- Теплоход «Мустай Карим» уже второе судно, строящееся по проекту проекта PV300VD. Отличаются ли условия финансирования его строительства от теплохода «Петр Великий», строящегося на судозаводе «Лотос»?
- Условия финансирования данных судов абсолютно одинаковы – и ставка и срок.
- В чем преимущества предлагаемых вами лизинговых схем в судостроении перед другими видами заемного финансирования?
- На условиях Программы лизинга морских и речных гражданских судов АО «ОСК» мы предлагаем финансовый продукт для судоходных компаний с валовой ставкой, которая учитывает доходность судовладельцев в зависимости от типов судов (сухогрузные, нефтеналивные, круизные, пассажирские и т.п.) и от географических регионов их использования (северный завоз и т.п.), и составляет от 2,5% до 6,5 % годовых и со сроком финансирования до 15 лет. Ставка регулируется объемами привлекаемого банковского софинансирования Программы, которые для сухогрузных и нефтеналивных судов могут достигать 50% и более от их цены. При этом в лизинге, в отличие от кредита, никаких дополнительных залогов не требуется.
- Каков портфель судостроительных проектов «Машпромлизинга» на настоящий момент, какова его структура?
- В настоящее время портфель компании составляет 24,6 млрд. руб., из них лизинг судов – 23,5 млрд руб., что составляет 95,5% от всего портфеля. Это 50 судов различного назначения - круизные лайнеры, как «Мустай Карим», круизные колесные суда ПКС-180, пассажирские суда, пассажирские суда на подводных крыльях, баржи, понтоны, буксиры, сухогрузы, нефтеналивные суда, в том числе танкеры-химовозы. Нами были реализованы проекты возвратного лизинга, а также два судна в настоящее время находятся в операционном лизинге.
- Видите ли вы перспективы в операционном лизинге, если да, то какие? Что в этом направлении делает ваша компания?
- Операционный лизинг - очень перспективное направление. Предметом операционного лизинга могут выступать, как правило, суда, потребность в большом количестве которых существует на рынке у судовладельцев (серийные). Преимущество операционного лизинга для верфей заключается в возможности осуществлять ритмичное производство серий судов, планировать их техническое обслуживание и ремонт. А для судовладельцев преимущество в первую очередь в том, что судно приобретается без финансового участия лизингополучателя (аванса) и платежи при этом рассчитываются исходя из рыночных ставок фрахта. Конечно, при этом они должны покрывать расходы лизинговой компании на приобретение судна. Поэтому при операционном лизинге для его финансирования необходимы, как говорят, «длинные» банковские деньги, со сроком свыше 10-15 лет, или же средства, внесенные в уставной капитал лизинговой компании. Мы как раз работаем над вторым направлением финансирования. При этом в нашем пуле клиентов большинство заинтересовано именно в операционном лизинге.
Подготовили Татьяна Вильде и Виталий Чернов.