Голландцы тоже платят
Мы привыкли говорить о низкой конкурентоспособности российских верфей. Однако не все так просто и за границей. Так, одна из ведущих судостроительных групп Royal IHC, специализировавшаяся на инновационном судостроении, похоже, не выдерживает глобальной конкуренции и находится в сложном состоянии, срывая сроки поставок судов и увеличивая стоимость их строительства.
*После публикации в статью были внесены дополнения
Судостроительная группа Royal IHC находится в тяжелом финансовом положении, сообщила ведущая ежедневная голландская газета, посвященная экономике и бизнесу Het Financieele Dagblad.
Так, по данным опубликованного на днях годового отчета группы, чистый убыток компании в 2018 году вырос почти в четыре раза - до 80 млн евро по сравнению с показателем предыдущего года. В заключении аудиторской компании KPMG говорится, что если не будет кардинально изменена ситуация, то в отношении будущего IHC могут возникнуть «обоснованные сомнения».
В результате понесенных убытков компания предупредила, что более не сможет соблюдать некоторые условия соглашений с банками-кредиторами.
В IHC ИАА «ПортНьюс» прокомментировали, что компания не находится в предбанкротном состоянии и что в компанию инвестировано дополнительно 120 миллионов евро, поэтому исполнение контрактов гарантировано.
Руководство компании признает, что ряд проектов был законтрактован по низким ценам из-за опасения конкуренции с азиатскими верфями. При этом был зафиксирован существенный перерасход средств по ряду крупных и сложных проектов, в том числе по строительству земснаряда на сжиженном природном газе (СПГ) для бельгийской DEME. Несмотря на то, что параметры соответствующих контрактов удалось пересмотреть (в том числе с DEME), ситуация в 2019 году еще более ухудшилась, что, как указано в годовом отчете, привело к «неопределенности в отношении банковских обязательств и ликвидности».
Затянувшиеся сроки передачи судов в эксплуатацию и увеличение расходов по контрактам вызвали споры с клиентами, которые, в свою очередь, отложили сроки оплаты. В результате группе переводят средства позже, чем планировалось.
«Мы недооценили сложность этих контрактов. Кроме того, многим хорошим специалистам пришлось уйти в процессе реорганизаций», - приводятся слова генерального директора компании Дэйва Вандера Хейде. По его словам, ввиду этого компания намерена сосредоточиться на менее технологически сложных проектах.
Для выхода из критического финансового положения группа намерена искать новых инвесторов, однако сможет ли она их найти в таких обстоятельствах – большой вопрос. Помимо инвестиционной компании из Роттердама Indofin (72%), акционерами IHC являются Rabo Capital (11%) и его сотрудники (17%). Последние два инвестора не хотят или не могут предоставить дополнительный капитал.
«IHC твердо верит, что найдет нового инвестора», - прокомментировали в компании.
«Мы не будем очень уж стараться, чтобы нас купили. В любом случае, если кто-то сделает ну очень заманчивое предложение, я ничего не исключаю. Все продается по хорошей цене», - прокомментировал перспективы продажи группы Вандер Хейде.
Сейчас IHC пытается оптимизировать свои расходы и бизнес-процесса, с этой целью в состав руководства введены антикризисные менеджеры. В компании уверяют, что сокращения персонала не будет и она продолжит инвестировать в персонал и менеджмент.
Ситуация с IHC демонстрирует тот факт, что глобальная конкуренция на рынке инновационного судостроения все более усиливается. Если вернуться в Россию, которая развивает свою судостроительную отрасль в сегменте технологически сложных судов, то следует признать, что без господдержки и разумных протекционистских мер, а также сотрудничества с ведущими иностранными компаниями, выдержать глобальную конкуренцию ей вряд ли удастся.
Софья Винарова.