Михаил Скигин: «ПНТ будет работать с новой корзиной нефтепродуктов»
Председатель совета директоров «Петербургского нефтяного терминала» (Санкт-Петербург) Михаил Скигин рассказал ИАА «ПортНьюс» о планах модернизации терминала и о логистике нефтепродуктов в регионе .
- Михаил Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, какова структура грузооборота терминала в настоящее время, как Вы видите его развитие?
- Нефтяной рынок меняется, следуя объективным внутрироссийским и общемировым тенденциям. И ПНТ, как сервисная компания на этом рынке, не можем не меняться вместе с ним.
Например, налоговый маневр стимулировал значительный рост глубины переработки нефти на российских НПЗ. Поэтому, доля светлых нефтепродуктов, которые поставляются на экспорт, неизбежно будет расти.
Сейчас в общем объеме грузооборота терминала порядка 60% составляет мазут, а на различные виды светлого топлива - дизеля и керосина – приходится порядка 40%. Но такое соотношение скоро изменится. Уже в 2018 году изменения были заметны, хотя и не так ощутимы, потому что на рынке оставались значительные объемы произведенного ранее мазута, и их хозяева были настроены этот мазут продать. Такая же тенденция наблюдается в первом полугодии 2019 года. Но уже в скором времени процессы пойдут быстрее.
В рамках светлых нефтепродуктов выделил бы такую категорию, как «грязные дистилляты». Это не товарное дизельное топливо, например, судовое маловязкое или печное топливо. Доля этой категории грузов на «Петербургском нефтяном терминале» неуклонно растет, и надеемся, что в среднесрочной перспективе будет расти и дальше. Такие нефтепродукты очень востребованы на рынке. Они поставляются на ПНТ для перевалки преимущественно по железной дороге – нашему основному каналу поставок.
- Есть ли перспективы возобновления поставок нефтепродуктов на терминал трубопроводным транспортом?
- Перспективы есть, хотя могу признаться, они туманные. Мы поддерживаем диалог с «Транснефтепродуктом», но четких сроков возобновления поставок по трубе, да и просто понимания по такому решению у нас нет. Мы пытаемся найти совместно с ними компромисс и надеемся на дальновидность наших партнеров. В конце концов, с точки зрения диверсификации поставок нефтепродуктов, а, значит, и стратегической безопасности России, выгодно иметь несколько каналов сбыта отечественных товаров.
- Намерены ли вы расширить свое присутствие на бункерном рынке региона с 2020 года в связи с прогнозируемым дефицитом низкосернистого топлива?
- Основные позиции на бункерном рынке устойчиво занимают ВИНКи, поэтому мы приняли стратегическое решение с него уйти. Этот рынок нам становится неинтересен. Мы просто неконкурентоспособны на нем, так как не имеем прямого доступа к ресурсу, а значит, не можем предложить клиенту приемлемую цену. Какой тогда смысл содержать целую компанию со штатом и техникой, и иметь минимум контрактов?
- Существует ли инвестпрограмма развития терминала, каковы ее параметры и источники финансирования?
- Необходимость в изменениях на ПНТ назрела довольно давно, поэтому мы разработали инвестпрограмму, которая в скором времени будет полностью реализована.
Петербургский нефтяной терминал условно можно разделить на две части: устаревшую и современную. Часть терминала мы построили либо обновили в последнее время. Эти мощности полностью автоматизированы и оборудованы по последнему слову техники. Теперь в рамках новой инвестпрограммы предстоит обновить устаревшие мощности. Полная автоматизация и введение дистанционного контроля за всеми технологическими процессами позволит ПНТ работать с новой корзиной нефтепродуктов.
Объем вложений озвучивать пока рано, он до конца еще не определен, но это будут значительные суммы. Источники финансирования рассматриваются разные: от привлечения кредитных средств до стратегического инвестора.
- Большая часть поставок нефтепродуктов на ПНТ осуществляется железнодорожным транспортом. Как вы выстраиваете систему взаимоотношений с РЖД?
- За многие годы совместной работы с РЖД, нам удалось выстроить отличную систему взаимодействия. Мы постоянно находимся в контакте с менеджерами компании, и я могу отметить их глубокое понимание рынка транспортировки нефтепродуктов.
Для улучшения планирования логистических процессов в феврале этого года совместно с РЖД мы ввели суточный лог-контроль по отгрузке нефтепродуктов в наш адрес. Это минимизировало существование неритмичной отгрузки нефтепродуктов в направлении терминала. Мы намерены и дальше совершенствовать информационное взаимодействие с РЖД, что позволит увеличить глубину планирования движения поездов по направлению на станцию «Автово».
Поэтому смело могу сказать, что бесперебойность железнодорожных поставок груза на терминал является одним из наших конкурентных преимуществ, наряду с гибкостью по отношению к клиентам и высоким профессионализмом команды ПНТ.
Подготовила Надежда Малышева.