О законодательных изменениях, касающихся стивидорной и судоходной деятельности в интервью ИАА «Портньюс» рассказал директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин.
- Юрий Алексеевич, позвольте начать с вопросов, касающихся стивидорной деятельности. Сейчас в фокусе внимания отраслевого сообщества – предстоящее акционирование ФГУП «Росморпорт». Как продвигается работа над соответствующим законопроектом?
- Акционирование «Росморпорта» будет выполнено через специальный федеральный закон, проект которого сейчас разрабатывается Минтрансом России. Действующее законодательство предусматривает возможность акционирования и без закона. Например, преобразование в акционерное общество ФГУП «Морсвязьспутник» предусмотрено без издания соответствующего закона. В случае с «Росморпортом» принято решение идти по пути принятия закона об акционировании предприятия, чтобы он урегулировал все спорные вопросы, полностью защитил как права государства на федеральное имущество и доходы от его использования, так и права арендаторов.
Я знаю, что арендаторы морских причалов полагают, что совет директоров акционерного общества, в которое преобразуют «Росморпорт», может принять решение о расторжении договоров аренды. Поэтому в законопроекте об акционировании «Росморпорта» приведен исчерпывающий перечень случаев, которые могут привести к расторжению договора аренды. Безусловно, права арендаторов должны быть защищены.
Но я допускаю, что некоторые операторы инфраструктуры за подобной риторикой скрывают желание приватизировать то имущество, которое они сегодня арендуют.
Позиция Минтранса в этом вопросе однозначна: мы считаем, что это нецелесообразно.
Сейчас законопроект находится на стадии оформления согласительных процедур с федеральными органами исполнительной власти, давшими замечания по нему, после завершения которых законопроект будет направлен на заключение в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации.
- Когда угольные стивидорные компании начнут применять наилучшие доступные технологии, так называемые НДТ?
- Крупные морские угольные терминалы уже сейчас в своей работе применяют НДТ. Но для того, чтобы эти технологии стали нормой закона и применялись всеми стивидорными компаниями без исключения, потребуется внести в законодательство изменения: необходимо установить обязанность применения современных технологий перевалки угля, а также требования к оборудованию терминалов, используемых для перевалки пылящих навалочных грузов. Соответствующее поручение дано президентом Российской Федерации.
Правительство уже внесло изменения в Перечень областей применения наилучших доступных технологий. Теперь стивидорные компании обязаны применять НДТ для сокращения выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля в морских портах.
Это повлекло за собой необходимость внесения изменений в информационно-технический справочник «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)».
В состав технической рабочей группы по доработке Справочника вошли представители федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских институтов, заинтересованных стивидорных компаний. Эта работа по внесению изменений в Справочник будет полностью завершена к маю 2019 года.
Одновременно Минтрансом также проводится внесение изменений в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта для соотнесения с требованиями Справочника по НДТ.
В настоящее время Минпромторгом России проводится формирование экспертной комиссии по техническому регулированию в целях подготовки заключения на проект изменений в Техрегламент. После его получения и завершения согласительных процедур проект изменений будет внесен в правительство в установленном порядке.
После принятия изменений стивидорные компании будут обязаны применять НДТ для сокращения выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля в морских портах.
Уверен, что все эти меры позволят создать законодательную основу для минимизации негативного воздействия угольной пыли на окружающую среду. Мы будем внимательно отслеживать исполнение экологических требований в портах.
Отмечу, что Минтрансом подготовлен проект изменений в закон «О морских портах», которым будет законодательно закреплена возможность досрочного расторжения договоров аренды федерального имущества полностью или частично по требованию арендодателя в судебном порядке за неисполнение арендатором, осуществляющим деятельность по перевалке угля, вступившего в силу решения суда об административном приостановлении деятельности такого арендатора в результате неисполнения им предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор.
При повторном неисполнении арендатором предписаний государственных контрольных и надзорных органов возможно приостановление решением суда деятельности арендатора. В настоящее время осуществляется подготовка законопроекта к внесению в правительство.
- Когда в морских портах России начнут взимать инвестиционный портовый сбор?
- Во исполнение поручения президента об инвестициях в портовую инфраструктуру и в связи с ограниченным бюджетным финансированием, Минтрансом предложен новый портовый сбор – инвестиционный. Он будет направлен на финансирование строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к федеральной собственности.
Подготовлен проект соответствующего документа, который наделяет правительство полномочием по утверждению порядка определения размера инвестиционного портового сбора, порядка его взимания и применения в морских портах Российской Федерации.
Взимание сбора предполагается осуществлять с судов заграничного плавания. Поэтому фактическими плательщиками станут судовладельцы, осуществляющие внешнеторговую деятельность и имеющие в распоряжении валютную выручку. Это могут быть и российские и иностранные судовладельцы, все те компании, в отношении которых нагрузка по уплате портовых сборов значительно снизилась начиная с 2014 года за счет снижения валютообменного курса рубля, при сохранении ставок портовых сборов в рублях неизменными.
Проект об инвестиционном сборе в октябре 2018 года внесен в правительство Российской Федерации.
- Говоря о судозаходах и судовладельцах, не могу не спросить о мониторинге используемого судового топлива, требования к которому на Балтике ужесточены с 2015 года. Что показывает контроль портовых властей в части выбросов окислов серы?
- Содержание серы в топливе в регионе Балтийского моря с 1 января 2015 года, не должно превышать 0,1%, за исключением тех случаев, когда судно оборудовано одобренной системой очистки выпускных газов для уменьшения общего выброса окислов серы.
При проведении портового контроля в российских портах Балтийского моря государственными инспекторами ведется постоянный контроль за исполнением вышеуказанных требований.
Заблаговременно до входа в зону контроля, так называемую зону SECA, топливная система судна должна быть промыта от всех видов топлива с содержанием серы более 0,1%. На момент входа в зону SECA судовые двигатели должны работать на топливе с низким содержанием серы.
Количество низкосернистого топлива на борту должно быть достаточным для обеспечения прохода судна в зоне SECA согласно плану перехода. Проверяется наличие Bunker Delivery Note и образцов топлива. В случае любых нарушений, а также выборочно, проводится инструментальный контроль путем взятия проб топлива на предмет содержания серы. Анализ проводится в независимой лаборатории, прошедшей государственную аккредитацию для выполнения анализа на процентное содержание серы.
В 2018 году в российских портах Финского залива было взято 102 пробы топлива на содержание серы. Из них в четырех случаях было выявлено превышение допустимых значений. Хочется отметить положительную тенденцию по сравнению с 2017 годом, в котором из 108 проверок было выявлено превышение допустимых значений на 9 судах. Во всех случаях капитаном порта было оформлено задержание судна до устранения замечаний.
Учитывая важность проводимых мероприятий по предотвращению загрязнения воздушной среды с судов, взятие проб на содержание серы в судовом топливе продолжается и в 2019 году.
- В этом году ожидаются изменения в правилах плавания по Севморпути. Что будет нового в этом документе?
- Правила плавания по Северному морскому пути несколько меняются в силу изменений, внесенных в Кодекс торгового мореплавания (КТМ). Раньше правила утверждались приказом Минтранса России, теперь – это постановление правительства Российской Федерации.
Сами правила плавания не претерпевают какого-либо принципиального изменения, в основу документа положены те же принципы. Новые правила подготовлены ГК «Росатом» и согласованы с Минтрансом. В основу нового проекта постановления правительства лег проект приказа Минтранса, который был подготовлен рабочей группой Росморречфлота в период с июня по сентябрь 2018 года на основе полученной правоприменительной практики, накопленной с 2013 года.
Определенные изменения есть в части допуска судов на акваторию Севморпути. В частности, плавание судов ледового класса Arc-4 допускается круглый год в отдельных районах (например, в юго-западной части Карского моря) при обязательной проводке ледоколов.
Кроме того, изменены границы и число районов плавания. Раньше акватория Севмерпути была разбита на 8 районов, районирование было очень крупное и это затрудняло работу судов. Поясню: прибрежные районы раньше освобождаются ото льда. И, например, суда смешанного река-море плавания, которые используются при северном завозе, могли бы проходить вдоль побережья по чистой воде, но Росгидромет оценивал условия плавания как средние, поэтому такие рейсы были невозможны. Теперь предусмотрено значительно большее число районов, что позволит судам более продолжительное время работать на чистой воде.
Причем пункт по плаванию в условиях чистой воды и критерии допуска также предусмотрены новым документом.
В ближайшее время мы ожидаем, что проект постановления правительства о правилах плавания по Северному морскому пути будет внесен в правительство.
- Несколько лет назад проведена реформа управления внутренним водным транспортом. Привело ли это к улучшению ситуации?
- Действительно, с 20 августа 2012 года действует новая система управления внутренним водным транспортом.
На мой взгляд, система выстроена удачно. Администрации речных бассейнов, капитаны бассейнов внутренних водных путей, инспекции государственного портового контроля - за прошедшее время все они подтвердили эффективность новой системы. Об этом же говорит и статистика, в том числе, в части предотвращения аварийных ситуаций. Думаю, что и судовладельцы это почувствовали.
Нормативные документы в части государственного портового контроля тоже урегулировано весьма удачно. Новых изменений в этой части не вносилось с 2012 года. Информационная система государственного портового контроля совместно с данными проверок Ространснадзора позволяет четко отслеживать информацию по каждому судну.
Уже тогда в 2012 году в речном судоходстве был применен риск-ориентированный подход, который сейчас в других отраслях только-только начинает внедряться.
Беседовала Надежда Малышева.