На Нижнем Дону продолжается строительство крупнейшего гидротехнического сооружения – Багаевского низконапорного гидроузла. В преддверии открытия транзитной навигации руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев рассказал ИАА «ПортНьюс» об итогах прошлого года, ходе строительства и его влиянии на пропуск судов.
— Сергей Константинович, первым делом расскажите об итоговых показателях навигации 2018 года. Какие грузы преобладали в номенклатуре в 2018 году?
— Общий грузооборот в границах ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» за навигацию 2018 года составил 10 млн 533 тыс. тонн. Это на 7,5% выше уровня 2017 года, когда было 9 млн 796 тыс. тонн.
При этом транзит увеличился на 7,9% по сравнению с 2017 годом и составил 8 млн 702 тыс. тонн грузов. По внутреннему грузообороту также показатели выросли на 5,7% - до 1 млн 831 тыс. тонн.
В номенклатуре грузов 2018 года преобладали мазут (2 млн 647 тыс. тонн или 25,1 % от общего объема), пшеница (2 млн 124 тыс. тонн; 20,2%) и дизельное топливо (1 млн 32 тыс. тонн; 9,8%). Можно сказать, что в тройке лидирующих грузов, за исключением мазута, произошли изменения, поскольку в 2017 году преобладали мазут (2 млн 779 тыс. тонн; 28,4 % от общего объема), сера (1 млн 400 тыс. тонн; 14,3%) и вакуумный газойль (1 млн 67 тыс. тонн; 10,9 %).
Общий судопоток в 2018 году составил 6184 судов и составов, что на 8,6% выше уровня 2017 года.
— Какими гидрометеорологическими условиями характеризовалась навигация прошлого года? В каком объеме осуществлялся попуск воды из Цимлянского водохранилища?
— Прошлый 2018-й год прервал ряд маловодных лет и характеризовался высокой весенней приточностью в Цимлянское водохранилище. Многолетний запас фактически был восстановлен. Максимальный приток воды к водохранилищу наблюдался 15-16 мая прошлого года и составлял 2821 куб. м/с.
Фактическая приточность в Цимлянское водохранилище за период весеннего половодья (с 10 февраля по 31 мая) составила 13,5 куб. км, а это 122,7% от нормы. При такой приточности максимальная отметка уровня водохранилища составила 35,91 м по Балтийской системе (при нормальном подпорном уровне 36,00 м БС). Такой уровень наблюдался с 30 мая по 3 июня 2018 года.
В течение навигации 2018 года были установлены попуски воды в створе Цимлянского гидроузла от 200 до 1800 куб. м. Минимальные глубины в навигацию 2018 года составляли 370-375 см.
— В прошлом году начались непосредственные строительные работы на острове Арпачин. Как организовано строительство Багаевского гидроузла? Повлияло ли оно на работу флота?
— Реализация крупнейшего инфраструктурного проекта на внутренних водных путях России предусмотрена в два этапа. На первом этапе выполняются подготовительные работы, а уже на втором – непосредственно строительство основных сооружений напорного фронта и обустройство руслового водохранилища.
В настоящее время идет активное строительство объектов первого этапа – так называемого «подготовительного периода» строительства Багаевского гидроузла.
23 апреля 2018 года по итогам проведения конкурсных процедур заключен государственный контракт с АО «Стройтрансгаз» на строительство объектов первого этапа. Работы организованы так, чтобы не оказывать влияния на пропуск флота. В частности, дноуглубительные работы по обустройству прорези в левом несудоходном рукаве реки Дон и намыву площадок предусмотрены в межнавигационный период.
— Если говорить о промежуточных результатах строительства, что было сделано в 2018 году?
— В течение 2018 года генеральным подрядчиком были выполнены работы по разбивке осей объектов капитального строительства на местности и по разбивке строительной сетки. Акватория и суша были обследованы на наличие взрывоопасных предметов. Это обследование показало высокую засоренность территории взрывоопасными предметами, оставшимися со времен Великой Отечественной войны. Были найдены и утилизированы артиллерийские снаряды и крупнокалиберные пулеметные патроны. Некоторые из них из-за высокой вероятности детонации были подорваны непосредственно на объекте. При этом надо понимать, что данные объекты представляли собой значительную опасность для населения близлежащих населенных пунктов.
На акватории обнаружили пять фрагментов затопленного бронекатера. После разработки специального проекта и его согласования с Азово-Черноморским управлением Росрыболовства удалось безопасно осуществить подъем фрагментов судна, которые были переданы генподрядчиком в фонд будущего народного военно-исторического музейного комплекса «Самбекские высоты».
Кроме того, выполнялись работы по вырубке лесных и кустарниковых насаждений, корчёвка и трелёвка с последующей доставкой древесины на площадки складирования. Был снят плодородный и потенциально плодородный слои почвы на территории площадок объектов производственного служебно-технического и вспомогательного назначения, строительной базы и причала строительной базы, а также участков, отведенных под размещение временной линии электропередач. Уже построена временная линия электропередачи, предназначенная для обеспечения строительства объектов основного периода.
Вместе с тем выполнена поставка основного объема инертных материалов и шпунта, необходимого для строительства причала.
— На каком этапе находится строительство сегодня? Что планируется сделать в этом году?
— В настоящее время на строительной площадке активно ведутся дноуглубительные работы. Выполнение этих работ осуществляется земснарядами различной производительности.
На объекте задействовано значительное количество единиц тяжелой техники, подготавливающей карты намыва – основания для будущих зданий и сооружений. Осуществляется строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта.
В 2019 году планируется закончить работы по строительству объектов подготовительного периода и начать строительство основных сооружений гидроузла. Уже запущены конкурентные процедуры по определению генерального подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по объектам основного периода.
— В начале января в СМИ появилась информация о затоплении дноуглубительного катера в районе строительства гидроузла. Расскажите, что произошло.
— Действительно 2 января 2019 года был выявлен факт частичного затопления земснаряда в акватории реки Дон в Багаевском районе Ростовской области в 500 м вниз по течению от паромной переправы в станице Манычской. Однако судно оставалось на плаву и было оперативно отбуксировано к берегу в течение суток, впоследствии его работоспособность восстановлена.
— Каков объем проведенных дноуглубительных работ в 2018 году?
— В отчетный период навигации в рабочем ядре находилось три земснаряда общей технической производительностью 1800 куб. м/час. Было разработано 19 лимитирующих перекатов на реке Дон, четыре лимитирующих участка на реке Северский Донец и вход в канал Усть-Донецкого порта. Общий объём дноуглубительных работ составил 1 млн 386,519 тыс. куб. м.
— Какой объем дноуглубительных работ запланирован на 2019 год? На каких участках водного пути они будут проведены?
— В навигацию 2019 года планируется выполнить дноуглубительные работы в общем объеме 1 млн 366,4 тыс. куб. м. В том числе на участке от входа в 132-й канал Шлюза № 15 до Кочетовского гидроузла планируется извлечь 311,4 тыс. куб. м, от Кочетовского гидроузла до 3121,0 км реки Дон – 890,1 тыс. куб. м грунта. Кроме того, объем дноуглублений на реке Северский Донец составит 66,5 тыс. куб. м, на реке Маныч - 98,4 тыс. куб. м.
— С чем связано решение провести дноуглубительные работы на реке Маныч, которая фактически стала несудоходной в последние годы?
— Проведение дноуглубительных работ на реке Маныч вызвано необходимостью доставки плавтехники на Пролетарский гидроузел для выполнения водоотлива и неотложных ремонтных работ.
— В преддверии открытия транзитной навигации 2019 года судоходные компании в первую очередь волнует, когда откроется навигация на Нижнем Дону и как будет организован пропуск флота.
— В соответствии с распоряжением Росморречфлота и установленными сроками работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года, открытие транзитной навигации 2019 года в границах ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» состоится 1 апреля 2019 года.
Это традиционная дата открытия навигации на Нижнем Дону. Строительство Багаевского гидроузла никаким образом не повлияет на пропуск флота в Азово-Донском бассейне, остановок флота в районе строительства гидроузла не будет, несмотря на то, что движение судов будет осуществляться по новой судоходной левобережной протоке.
Беседовала Елена Ткачева
Фотографии предоставлены ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»