1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Серик Жусупов: «Проблемных моментов, осложняющих развитие портовой отрасли, остается еще немало»

22 марта 2019   17:45

Серик Жусупов: «Проблемных моментов, осложняющих развитие портовой отрасли, остается еще немало»


В Санкт-Петербурге 22 марта 2019 года состоялось очередное заседание Совета директоров и Общее собрание Ассоциации морских торговых портов. Традиционные мероприятия на этот раз носили не только деловой, но и юбилейный характер – первому в стране объединению портовиков исполнилось 30 лет. На вопросы ИАА «ПортНьюс» ответил исполнительный директор Ассоциации Серик Жусупов.

- Серик Даирович, обозначьте, пожалуйста, основные достижения российской стивидорной отрасли за последние 30 лет. Какова роль АСОП в этих достижениях?

- Портовая отрасль является одним из ключевых элементов российской   транспортной системы и обеспечивает необходимые условия для реализации внешнеторгового и транзитного потенциала нашей страны. На протяжении последних десятилетий показатели работы морских портов демонстрируют исключительно положительную динамику. Грузооборот в 2018 году превысил 800 млн тонн. Это в два раза больше соответствующих показателей всех портов Советского Союза в 1988 году и в четыре раза больше, чем обрабатывалось грузов в тот же период в морских портах на территории РСФСР.

В состав Ассоциации морских торговых портов входят более 70 организаций, в том числе крупнейшие стивидорные компании. Именно они внедряют современные технологии, реализуют новые проекты, совершенствуют логистику, что, в конечном итоге, приводит к росту производственных показателей.

Наше отраслевое объединение позволяет регулярно обмениваться мнениями, сообща вырабатывать позицию, акцентировать внимание органов власти на самых острых и актуальных проблемах, предлагать оптимальные пути их решения.

Например, уже в самом начале своей деятельности Ассоциация доказала необходимость введения солидарной ответственности портов и железной дороги при пломбировании железнодорожных вагонов с импортными грузами. Иначе, из-за сложной криминогенной обстановки, сопровождавшей тогда внешнеторговую деятельность, морские порты могли быть поставлены буквально на грань экономического выживания.

В сложнейший период акционирования и перехода к рыночным условиям ведения хозяйственной деятельности именно усилиями АСОП удалось отстоять вариант приватизации, предусматривающий максимальное участие в этом процессе самих портовиков.

При содействии Ассоциации были подготовлены предложения по самым основным нормативным актам, необходимым для стабильного функционирования морских портов в новых условиях: о создании и полномочиях Морских Администраций Портов и «Росморпорта», о договорах аренды неприватизированного имущества, о методике расчета тарифов на перевалку грузов.

Экспертам Ассоциации удалось обосновать необходимость применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевалке грузов в морских портах; освобождения от налога на имущество портовых гидротехнических сооружений; прекращения ценового регулирования; освобождения от платы за водопользование и значительного сокращения перечня особо опасных и технологически сложных объектов инфраструктуры морского порта.

Многие из предложений портовиков были учтены при формировании нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государственных контролирующих органов и смежных видов транспорта в морских портах.

Отдельная строка в истории Ассоциации - принятие закона о морских портах, ставшего настоящим фундаментом для отраслевой нормативно-правовой базы. Совместная работа над ним законодателей и экспертов продолжалась более 10 лет. В результате в документе впервые было четко зафиксировано понятие «оператор морского терминала» - как транспортной организации.

- Удается ли диалог с федеральными органами власти в интересах стивидорного сообщества сегодня?

- Успешное развитие стивидорного бизнеса в нашей стране стало возможным, в том числе, благодаря последовательной позиции правительства Российской Федерации при проведении структурной реформы отечественной портовой отрасли, созданию полноценной нормативной базы, выстраиванию системы конструктивного диалога профильных исполнительных органов власти и профессионального сообщества.

Многоуровневое взаимодействие со структурами правительства РФ базируется на целом ряде соглашений, подписанных Ассоциацией с Министерством транспорта РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Агентством стратегических инициатив и другими участниками развития отечественного портового дела на принципиально новом, современном уровне.

Это позволяет экспертам АСОП регулярно участвовать в проработке и обсуждении важнейших нормативных документов и планов, вносить свои предложения, совместно с представителями органов власти искать и находить варианты решения сложных проблем.

Такое взаимодействие, без сомнения, приносит плоды, в виде комплексного решения вопросов развития портовой отрасли и стимулирования социально ответственного стивидорного бизнеса.

- Назовите, пожалуйста, основные вызовы, которые стоят сегодня перед российским портовым сообществом. Каковы, на ваш взгляд, пути их решения?

- Проблемных моментов, осложняющих развитие портовой отрасли, остается еще немало. Например, государственное регулирование пунктов пропуска на морских терминалах сейчас осуществляется более чем тремя десятками нормативно-правовых актов, которые, зачастую, дублируют друг друга, ведут к разобщенности и снижению эффективности контрольной и производственной деятельности. Ассоциация морских торговых портов предлагает дополнить отраслевое законодательство специальным разделом или даже разработать и принять отдельный закон, который бы четко закрепил главную цель осуществления госконтроля в пунктах пропуска - способствовать развитию транспортного потенциала страны.

Сопутствующая тема – транспортная безопасность. На наш взгляд главная проблема заключается в регулярном и несистемном пересмотре ранее установленных требований на этом важном направлении, в непредсказуемости появления новых, порой экстренных норм и правил, которые ведут к значительным финансовым затратам стивидоров.

Более 20 лет Ассоциация морских торговых портов совместно с государственными структурами занимается решением вопросов тарифного регулирования и исключения стивидорных компаний и компаний, осуществляющих буксировку судов, из реестра естественных монополий. Считаем, что этот процесс неоправданно затянулся, хотя показатели работы портовой отрасли давно свидетельствуют о наличии развитой конкуренции в данном секторе экономики. На этот счет имеются многочисленные заключения авторитетных экспертных организаций. Полагаем, что последние заявления представителей Федеральной антимонопольной службы о возможном упразднении закона о естественных монополиях уже в скорейшем времени завершат этот длительный путь к «свободе».

Территорию нашей страны омывают 13 морей, относящихся к бассейнам трех из четырех океанов, развитая сеть железных и автомобильных дорог, система речного транспорта, Северный морской путь – все это позволяет России быть одним из ведущих игроков на глобальном транспортном рынке, обеспечивать доставку потребителям не только грузов отечественных производителей, но и транзит между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Оптимальное использование транзитного потенциала отечественной транспортной систем – это одновременно и один из вызовов, и перспективный путь развития, прежде всего, морских портов.

Не случайно в указе президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» целый раздел посвящен Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающему развитие транспортных коридоров «Запад - Восток», «Север - Юг», «Европа - Западный Китай», в том числе за счёт увеличения пропускной способности речного транспорта, железной дороги, включая железнодорожные подходы к морским портам, мощностей морских портов практически всех бассейнов, сокращения транзитного времени перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации и увеличения объема транзита в 4 раза.

В результате таких масштабных преобразований производственные мощности отечественных портов, по нашим прогнозам, к 2030 году вырастут до 1,3 млрд тонн.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех портовиков, ветеранов портовой отрасли с 30-летием нашей Ассоциации!

Мы рассматриваем юбилейные мероприятия не столько как повод для торжества, сколько в качестве возможности для анализа и оценки проделанной огромной работы, способа заглянуть за горизонт, стимула для созидания и развития!

Беседовала Надежда Малышева.