Оффшорные контейнеры требуют внимания
Активное освоение шельфовой зоны и появление новой морской техники в мире стимулирует развитие нового сегмента контейнерного рынка - оффшорные контейнеры, которые используются для снабжения плавучих или стационарных платформ и перегружаются в открытом море. Требования к этому специфическому виду транспортного оборудования становятся жестче, но все еще нуждаются в совершенствовании.
Оффшорные контейнеры служат для перегрузки в открытом море и в основном используются для обеспечения деятельности морских буровых платформах. Потребность в оффшорных контейнерах возрастает по мере освоения шельфовых месторождений. Как следствие, возникает необходимость в совершенствовании требований к безопасной доставке и обработке оффшорных контейнеров.
Это транспортное оборудование имеет свою специфику, рассказал эксперт отдела по техническому наблюдению за контейнерами главного управления ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) Дмитрий Ярвепер в рамках конференции «Контейнеры и контейнерные перевозки. Актуальные вопросы, идеи, решения». Как правило, контейнеры загружаются и выгружаются с открытых палуб судов снабжения на платформы при помощи стационарных кранов. При перегрузке на них действуют динамичные и ударные нагрузки, поэтому конструкцию оффшорных контейнеров отличает повышенная прочность и надежность. Это достигается применением материалов повышенной прочности и особым надзором со стороны классификационных обществ, отметил эксперт РС.
При работе с оффшорными контейнерами РС руководствуется правилами, разработанными Регистром с учётом требований циркуляра ИМО MSC/Circ860 «Руководство по допущению оффшорных контейнеров, перегружаемых в море», а также серии стандартов ЕН 12079. Кроме того к таким контейнерам может быть применена Конвенция по безопасным контейнерам (КБК), если они используются для мультимодальных перевозок. А в случае, если контейнер предназначен для перевозки опасных грузов, он также должен соответствовать Международному кодексу морской перевозки опасных грузов.
Стандартное обновление
Чтобы повысить уровень безопасности доставки грузов на плавучие платформы в 2018 году вступили в силу новые стандарты ИСО по оффшорным контейнерам, в разработке которых принимали участие специалисты главного управления РС.
«Сборник стандартов состоит из трех частей. В первой изложены требования к конструкции оффшорного контейнера, во второй - требования именно к подъемным приспособлениям. В третьей, представлены требования по освидетельствованию оффшорных контейнеров и подъемных приспособлений», - уточнил Дмитрий Ярвепер.
В частности, пояснил эксперт, в новом стандарте добавлены требования к новым элементам оффшорного контейнера - аппарельный въезд, спроектированный на определенную нагрузку, который может быть неотъемлемой его частью. Также введены требования к защите верха открытых контейнеров, не имеющих стен и крыши. Стандарт вводит новые требования не только к испытаниям данной защиты, но и к ее конструкции (определен максимальный размер ячеек, тип защиты - мягкий, жесткий и т.д.).
Помимо этого в стандарте оговорено, что если подъемные рымы имеют толщину менее 15 мм, то они должны изготавливаться из высокопрочной судостроительной стали. Раньше такого требования не было. Появились рекомендации о том, чтобы подъемные рамы приваривались только к несущей конструкции контейнера.
При периодических освидетельствования в эксплуатации вводится новый метод неразрушающего контроля оффшорного контейнера. Предлагается использовать вихретоковый метод, который позволяет оценить сварочные швы, не снимая лакокрасочное покрытие.
Нет предела совершенству
Между тем, участники рынка, работающие с оффшорными контейнерами, считают, что есть нормативные пробелы в этом сегменте, которые следует ликвидировать. Ключевые проблемы обозначил инженер Артемий Рудный, представляющий ЗАО «Белфрахт» (Архангельск) - компанию, которая осуществляет транспортное обеспечение деятельности предприятий нефтегазовой отрасли и научно-исследовательских организаций, осваивающих районы материкового побережья и шельфа российской части Арктики. По его словам, одна из основных проблем в этом сегменте деятельности - отсутствие типовых размеров оффшорных контейнеров. Как следствие контейнеры изготавливаются под требования конкретного заказчика по предоставляемым им параметрам и под конкретный груз. «Всегда есть риск не угодить требованиям другого заказчика и долго искать заказ под такой контейнер», - делится опытом Артемий Рудный. По его мнению, введение типовых размеров позитивно скажется на сроках окупаемости оффшорных контейнеров и на арендных ставках на них.
Как пояснил Артемий Рудный, срок окупаемости оффшорных контейнеров и так достаточно длительный и растягивается до семи и более лет. Так происходит потому, что это транспортное оборудование в основном эксплуатируется в короткий буровой сезон, который составляет 105-120 суток в год. «Это не позволяет операторам контейнеров формировать низкие арендные ставки», - отметил Артемий Рудный. Помимо этого собственникам контейнеров необходимо нести расходы на содержание локальной производственной базы для оперативного устранение множества повреждений контейнеров в условиях их жесткой эксплуатации, что тоже отражается на арендных ставках.
Также бизнес обратился с предложением к РС принять участие в разработке правила по морской перевозке оффшорных контейнеров на судах снабжениях. «На практике неоднократно возникали вопросы к требованиям по размещению креплений при перевозке контейнеров на открытой палубе судна, - обозначил проблему инженер «Белфрахт». - В настоящий момент к таким контейнерам применятся правила перевозки такие же, как к генеральным грузам. Хотелось бы, чтобы в этом вопросе, были введены какие-то нормативные документы, что позволит упростить транспортировку оффшорных контейнеров».
Как признал заведующий лабораторией, к.т.н. АО «Центральный научно исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО ЦНИИМФ) Евгений Карпович в правилах перевозки грузов в контейнерах морским транспортом, действующие с 1997 года, по сей день, нет раздела по оффшорным контейнерам. Он уточнил, что специалисты ЦНИИМФ разработали не имеющую аналогов в мире методику оптимального крепления для каждого судна и каждого груза. «Сегодня жизнь нас заставляет решить эту проблему. Мы готовы разрабатывать новые правила, которые включают в себя и раздел оффшорных контейнеров, - сказал Евгений Карпович. - Назрела необходимость пересмотра правил по перевозке грузов в контейнерах, в том числе и в оффшорных контейнерах. За последние 15 лет в этом направлении ничего не делалось».
Татьяна Вильде.