Фантомы российской инфраструктуры-2018
Дефицит бюджетных средств закономерно привел к сокращению общего числа заявляемых инфраструктурных проектов. Государство и частный бизнес сосредоточились на наиболее приоритетных из них. Тем не менее, некоторые планы продолжают «висеть в воздухе» с непонятными перспективами.
Туманная Балтика
Уходящий год можно смело назвать «годом сжиженного природного газа». Это связано как с активной реализацией проекта «Ямал СПГ», так и с приближающейся датой введения ограничений на содержание серы в судовом топливе по всему миру (за исключением зон особого контроля за выбросами с судов ECA) в 0,5%. Балтика, которая входит в зону ECA, уже давно рассматривается как перспективный бассейн для размещения СПГ-терминалов: как экспортных, так и бункеровочных. Тем не менее, несмотря на то, что здесь было заявлено множество соответствующих проектов, реально работающих пока так и нет.
Наиболее близки к реализации проекты «Криогаз-Высоцк» (инвестор – «Новатэк») и КС «Портовая» (инвестор – «Газпром»).
Первую очередь «Криогаз Высоцк» мощностью 330 тыс. тонн в год планируется ввести в эксплуатацию в I квартале 2019 года. В июле 2018 года в рамках данного проекта была запущена подстанция 110/10 кВ «Криогаз». Как рассказал тогда ИАА «ПортНьюс» главный исполнительный директор проекта Ричард Рудницки, в рамках проекта предусмотрен причал, предназначенный для бункеровок судов СПГ.
Что касается проекта создания комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции «Портовая» то, по состоянию на ноябрь 2018 года, здесь было завершено сооружение газопровода-отвода, велись работы по основным технологическим объектам комплекса, береговому резервуару хранения СПГ и морскому отгрузочному терминалу. Изначально заявлялось, что проект должен был быть сдан до конца 2018 года, однако, по данным из открытых источников, эти сроки могут быть сорваны.
В меньшей стадии готовности находится проект «Балтийский СПГ», мощность которого должна составить 10 млн тонн СПГ в год. Разговоры о данном проекте ведутся уже несколько лет. Из последних новостей по данному проекту: 13 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге ПАО «Газпром» и Itochu Corporation (Япония) подписали Меморандум о взаимопонимании по проекту «Балтийский СПГ». Itochu Corporation — одна из крупнейших универсальных торговых компаний Японии. Участвует в проектах в сфере добычи и переработки нефти и природного газа, а также в СПГ-проектах. Ранее, в сентябре был подписан аналогичный меморандум с Mitsui & Co., Ltd., а в мае - соглашение с Royal Dutch Shell в развитие Основных условий соглашения о совместном предприятии.
Инвестиции в проект оцениваются в 660 млрд руб. Плановый срок ввода «Балтийского СПГ» - 2022-2023 годы.
Из «экзотических» проектов ранее заявлялся проект «СПГ Горская», который предусматривал создание плавучего комплекса по производству сжиженного газа мощностью 1,26 млн тонн в год со своими пирсом, наливной эстакадой, плавучими хранилищами СПГ, флотом судов-бункеровщиков в России и ряде стран Балтии. По последним данным, инициаторы проекты искали под него стратегического инвестора и, судя по отсутствию новостей, пока так и не нашли.
Если отвлечься от темы СПГ, то уже много лет идут разговоры о строительстве терминала для перевалки минудобрений в порту Усть-Луга. Дело в том, что отсутствие в России глубоководных специализированных терминалов минудобрений приводит к зависимости от портов стран Прибалтики. Несколько лет назад о планах строительства терминала заявлял «ЕвроХим», однако в 2017 году стало известно, что проект заморожен, по крайней мере, до конца 2018 года.
Теперь же планы строительства терминала минудобрений в Усть-Луге хотят реализовать «Уралхим» и «Ультрамар». Объем перевалки терминала заявлен до 12 млн тонн в год. Отметим, что «Ультрамар» уже имеет опыт работы с минудобрениями в порту Усть-Луга: в 2015 году совместно с «Фосагро» компания запустила «Смарт Балк Терминал» на площадке перегрузочного комплекса «Юг-2». Однако «Смарт Балк Терминал» не является специализированным: минудобрения разгружались в контейнерах.
Туманные перспективы имеет проект по созданию сухогрузного района порта Приморск мощностью 36 млн тонн в год (минудобрения, металлолом, зерновые грузы) с заявленным объемом инвестиций порядка 70 млрд руб. Росморречфлотом согласована декларация о намерениях в реализации проекта. Возможно, данный проект оживится, когда будет завершена железнодорожная ветка Лосево-Каменногорск. В августе 2018 года правительство России издало постановление, которым предписывается дополнительно выделить 1,79 млрд руб. в строительство данной ветки.
Железная Арктика
За уходящий год арктическая тема сильно активизировалась и начала обретать реальное наполнение: крупнейший в регионе проект «Ямал СПГ» набирает обороты и досрочно вводит мощности. В связи с этим вновь поднялась тема о диверсификации грузопотока через порт Сабетта и развитии железнодорожных подходов к Арктике.
Напомним, что двумя основными железнодорожными проектами в этом регионе являлись Северный широтный ход и Белкомур. Если по первому было принято положительное решение, то со вторым дела обстоят сложнее.
В мае 2018 года стало известно, что Евразийский банк развития (ЕАБР) намерен сформировать для «Белкомура» кредит объемом 278 млрд руб.
«Мы сделали гигантский шаг к реализации проекта. Длительное время мы слышали из разных источников сомнения в перспективах строительства «Белкомура». Мы работаем с федеральным правительством, мы работаем с инвесторами. И сегодня мы видим, что в проект поверили банки. Это существенное продвижение. У нас теперь есть понимание того, каким образом мы будем привлекать денежные средства», - отметил тогда генеральный директор межрегиональной компании «Белкомур» Владимир Щелоков.
В декабре 2018 года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев по итогам рабочей встречи с губернатором Архангельской области Игорем Орловым поручил включить проект «Белкомур» в Стратегию пространственного развития Российской Федерации и комплексный план развития магистральной инфраструктуры.
В любом случае, данный проект пока существует лишь на бумаге, а потому его можно отнести к «фантомным».
Отметим, что с Белкомуром связывался и проект развития порта Архангельск. В июне 2018 года проект создания глубоководного района порта успешно прошел экспертный «инфраструктурный тест-драйв», состоявшийся в рамках Всероссийского водного конгресса в Москве. Проектом предусматривается строительство современного транспортно-промышленного узла, включающего четыре универсальных и два специализированных терминала совокупной мощностью до 38 млн тонн к 2035 году ежегодно, автомобильную и железную дороги. При этом, по оценке ООО «Морстройтехнология», потенциальная грузовая база для глубоководного района без привязки к другим инфраструктурным проектам составляет до 27 млн тонн ежегодно, а реализация проектов Северного широтного хода и «Белкомур» усиливают привлекательность проекта за счёт дополнительных 9 млн тонн калийных удобрений и до 10,2 млн тонн нефтегазовых грузов. Таким образом, данный проект может быть реализован и без «Белкомура».
Еще один проект, завязанный на железнодорожную инфраструктуру Арктики: это проект строительства порта в незамерзающей бухте Индига. Ранее там предполагалось разместить плавучее хранилище СПГ, затем планы трансформировались в проект по созданию многопрофильного порта, состоящего из нескольких терминалов, включая угольный, нефтеналивной, СПГ и универсальный совокупным грузооборотом в 35 млн тонн в год. По последним же данным, там предполагается построить угольный порт грузооборотом в 50 млн тонн кузбасского угля в год с объемом инвестиций в 258 млрд руб., причем 198 млрд руб. - бюджетные средства. Рост аппетитов по Индиге наблюдается из года в год, однако шансы на реализацию проекта снижаются пропорционально их росту: огромный объем бюджетных инвестиций, необходимость строительства железнодорожных подходов в арктических условиях помещают эти планы в разряд «фантомных».
Если отвлечься от железнодорожной темы, то можно вспомнить про грандиозный арктический «фантомный» проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Данный проект, как известно, был заморожен уже давно, однако представители «Газпрома» постоянно заявляют о том, что не отказываются от его реализации в будущем. Так, в декабре 2018 года в ходе конференции «Нефтегазшельф-2018» в Москве начальник управления ПАО «Газпром» Вадим Петренко заявил, что ПАО «Газпром» нашел эффективные технические решения для реализации проекта освоения Штокмановского месторождения. По его словам, в настоящее время в компании работают над вопросом снижения капитальных затрат по проекту и определению круга потребителей его продукции. Из этого можно сделать вывод, что экономического обоснования реализации данного проекта пока так и нет.
Кроме того, в Арктике в районе Диксона имеются планы по созданию угольных терминалов. Так, угольный терминал «Чайка» рассчитан на грузооборот в 10 млн тонн угля в год. Терминал предназначен для перегрузки на морские суда угля (антрацита), поступающего с месторождения в районе реки Лемберова. Запасы угля на месторождении оцениваются в размере 280 млн тонн. Еще один терминал «Бухта Север» планируется создать в 20 км от «Чайки», его грузооборот также должен составить около 10 млн тонн в год. Инвестором проектов выступает компания «ВостокУголь».
Данные проекты можно включить в разряд «фантомных», поскольку первые отгрузки угля из «Чайки» планировалось осуществить еще в июне 2017 года. В декабре 2018 года министр энергетики России Александр Новак лишь предложил проработать вопрос проведения дноуглубительных работ для данных терминалов.
Дальние горизонты
На Дальнем Востоке «фантомным» остается проект Объединенной зерновой компании (ОЗК) по созданию перегрузочного комплекса в порту Зарубино (Приморский край). В порту планируется построить терминал для перевалки зерновых грузов (пшеницы, кукурузы и сои) проектной мощностью до 33,5 млн тонн зерна в год. Первый этап проекта рассчитан на перевалку 3 млн зерна в год с перспективой увеличения до 10 млн тонн в год.
Между тем, из-за ареста совладельцев группы «Сумма» братьев Магомедовых, одному из которых принадлежит 49% акций ОЗК, реализация этого проекта в еще большей степени, чем ранее, оказалась под вопросом.
Кроме того, в порту Ванино планируется построить угольный терминал компании «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). Проект связан с освоением Элегестского угольного месторождения. Целью проекта является обеспечение вывоза коксующегося угля с Элегестского угольного месторождения в объеме до 15 млн тонн в год. Протяженность железнодорожной магистрали составит 410 км. Сроки реализации проекта будут зависеть, соответственно, от строительства указанной железной дороги. Это планируется сделать за 4,5 года с завершением в 2022 году.
Правительство РФ распоряжением от 17 апреля 2018 года №687-р одобрило заключение концессионного соглашения с АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино». Принятое решение необходимо для реализации механизма частной концессионной инициативы.
На основе концессионного соглашения с АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино» будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в рамках реализации проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва».
Ранее мы обозначили в качестве «фантомного» проект компании СДС построить в бухте Суходол Шкотовского района современный морской терминал закрытого типа мощностью 20 млн тонн в год для экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Корею, Индию, Китай, Японию. В этом году проект получил реальное наполнение: в мае 2018 года он стал резидентом Свободного порта Владивосток, в проект вошли РЖД, начаты земляные работы. Реализовать проект планируется к 2022 году, инвестировав в общей сложности около 35,5 млрд руб.
В целом, общее количество «фантомных» проектов имеет тенденцию к сокращению. Главные причины этого: сокращение бюджетного финансирования, ужесточение критериев отбора проектов и их включения в стратегические планы развития.
Виталий Чернов.