По итогам девяти месяцев 2018 года объем перевалки нефти через российские порты Балтийского бассейна сократился на 17,4% или почти на 10 млн тонн в абсолютном выражении. Немного по нефти потерял и Дальневосточный бассейн.
Расстояния и потери
По данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки нефти через морские порты за тот же период снизился на 3,1% - до 182,6 млн тонн или на 6 млн тонн в абсолютном выражении. Если убрать статистический «двойной счет» за счет перевалки нефти с арктических месторождений через танкеры-накопители, то итоговая цифра составит примерно 171 млн тонн и 4,7 млн тонн сокращения объема перевалки в абсолютном выражении.
При этом очень резкое снижение демонстрирует Балтийский бассейн, который за рассматриваемый период потерял 10 млн тонн нефти (снижение на 17,4% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года). Намного меньше пострадал Дальневосточный бассейн, который тоже оказался в минусе (0,4 млн тонн или снижение на 1,2%).
Если в Балтийском бассейне нефть уходила со всех терминалов, то на Дальнем Востоке объемы перевалки немного снизились в Козьмино и Пригородном, зато несколько возросли в Де-Кастри, где перегружается нефть c месторождений, разрабатываемых Exxon Neftegas .
Остальные бассейны по нефти продемонстрировали прирост.
Так, в Арктическом бассейне объем перевалки нефти вырос на 1,6 млн тонн или 8,9% (с очисткой статистики от «двойного счета»). Это объясняется ростом перевалки нефти через рейдовый перегрузочный комплекс «Норд» на 2,9 млн тонн (+24,2%), при этом объем перевалки нефти из Варандея, напротив, сократился на 1,2 млн тонн (-20%). Отметим, что варандейская нефть в этом году перегружается через рейдовый накопитель в Мурманске «ЛК-Волга».
Еще больше прирос нефтью Южный бассейн (2 млн тонн, +3,6%). Здесь прирост был обеспечен терминалом КТК-Р - на 4,5 млн тонн (+11,4%), что связано с расширением пропускной способности системы КТК. При этом объем перевалки нефти через другие терминалы бассейна, напротив, снизился.
Динамику роста объемов перевалки нефти демонстрирует и Каспийский бассейн. Так, через «Махачкалинский морской торговый порт» было перевалено в 2,1 раза больше нефти, чем в соответствующем периоде 2017 года – 1,49 млн тонн, в абсолютном выражении прирост составил примерно 0,7 млн тонн. Это связано с эффектом «низкой базы» (в 2017 году из-за скандалов вокруг себя порт потерял значительный объем нефтепотока). Теперь этот поток восстанавливается, ведь в непосредственной близости к порту расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза емкостью 540 тыс. куб. м единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтетрубопроводом Баку - Новороссийск пропускной способностью 5 млн тонн нефти в год.
Если учесть, что рост перевалки в Южном бассейне произошел за счет транзитной нефти по системе КТК, а нефть с арктических месторождений – это локальная история, то Балтийский бассейн, а также терминалы Новороссийска, спецморнефтепорты Козьмино и Пригородное стали главными «жертвами» снижения экспорта из традиционных месторождений.
По данным, приводимым Институтом исследования проблем естественных монополий, объем добычи нефти в 2018 году оценивается на уровне 549 млн тонн (+0,5%). Экспорт нефти составит 255,7 млн тонн (+1,2 % к уровню 2017 года). При этом ожидается рост поставок в страны дальнего зарубежья на 1,2 %, а в страны СНГ – на уровне 2017 года (+1,9%).
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, возможно, что некоторые производители сократили поставки нефти за рубеж в пользу экспорта более дорогих продуктов её переработки.
«До конца года ещё есть время, что может позволить увеличить экспорт нефти, тем более что начинается зима, и различного топлива, в том числе нефти, может потребоваться больше. Порты останутся важным местом перевалки наливных грузов, и нынешнее снижение показателей по нефти – это всего лишь эпизод, который не отразится на их работе и финансовом положении», - полагает Дмитрий Баранов.
Отметим, что в настоящее время ведутся переговоры о снижении добычи нефти между странами ОПЕК+. Если Россия поддержит линию на снижение добычи, то тенденция падения экспорта через основные экспортные терминалы может продолжиться.
Виталий Чернов.