Власти Приморского края заявили о намерении активно развивать на Дальнем Востоке контейнерные перевозки, построив пять дополнительных контейнерных терминалов на юге Приморья. Также предполагается модернизация существующих перевалочных комплексов, грузооборот которых в 2007 году вырос более чем на треть. Между тем, эксперты полагают, что резервы для развития существующих мощностей еще есть, а главной проблемой развития контейнерных перевозок является недостаточное развитие инфраструктуры и высокая стоимость перегрузки контейнеров.
В сообщении пресс-службы Приморского края говорится, что сейчас контейнерный грузооборот Приморья составляет 400 тыс. контейнеров в год. Губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил о необходимости увеличить этот показатель к 2012 году до двух миллионов, т.е. фактически в пять раз. Задача контейнерных терминалов – превратить Приморский край в крупный логистический центр, соединяющий страны Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой.
В сообщении пресс-службы администрации Приморского края говорится о том, что одним из крупнейших логистических комплексов станет «Южный Приморский терминал» в районе поселка Новый. Он будет выполнять функцию так называемого «сухого порта», обеспечивая ритмичность работы морского и железнодорожного транспорта. В поселке Зарубино планируется строительство морского перегрузочного комплекса «Троица». Еще один проект – это припортовый контейнерный терминал и логистический центр в районе порта Восточный, который предполагает комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры края и автомобильной сети. Также на базе действующего в порту Восточного контейнерного терминала предусмотрено строительство новых причалов, а на базе ОАО «Владивостокский морской торговый порт» - развитие мощностей по перевалке крупнотоннажных контейнеров.
На сегодняшний день на первом месте по объему контейнерного грузооборота занимают терминалы Северо-Запада, куда приходит основной поток импорта в контейнерах. Однако развитие контейнерных перевозок сегодня является общемировым трендом, в который неизбежно включается и Дальневосточный регион. Всего в 2007 году объем перевалки контейнеров в Приморье составил более 600 тыс. TEU. Отметим, что традиционно основные контейнерные перевозки на Дальнем Востоке были каботажными, но в последнее время наметилась тенденция увеличения экспортного и импортного грузопотока.
Крупнейшим контейнерным терминалом на Дальнем Востоке является работающая на территории Восточного порта «Восточная стивидорная компания» (ВСК), которая находится в совместном управлении одного из крупнейших мировых портовых операторов Dubai Port World и группы компаний «Н-Транс» (бывшей «Северстальтранс»). В 2007 году грузооборот ВСК составил 370 992 TEU, что на 27% больше, чем в 2006 году. Выросла переработка, как импорта, так и экспорта, а вот объем перевалки транзитных контейнеров снизился на 70%. Таким образом, в структуре грузооборота на сегодняшний день 58,6% составляет импорт, 37% - экспорт, 3,6% - каботаж, 0,8% - транзит. По словам генерального директора ООО «Восточная стивидорная компания» Джона Скуртиса, в 2007 году компания достигла максимально высокого грузооборота за всю историю существования контейнерной перевалки на территории Восточного порта. Отметим, что в 2007 году ВСК начала реализацию инвестиционной программы развития терминала, которая будет продолжена в 2008 году по мере роста контейнерного оборота.
По данным пресс-службы ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП), за год увеличил перевалку контейнеров на 40% до 223,5 тыс. TEU. Наиболее значительную долю в контейнерном обороте порта Владивосток занимает ООО «Владивостокский контейнерный терминал» (ВКТ), который находится в совместном управления ОАО «Владивостокский морской торговый порт» и группы «Н-Транс». По итогам 2007 года грузооборот ВКТ составил 199 651 TEU, что на 36% больше объемов прошлого года, когда на терминале было обработано 147,1 тыс. TEU. По словам генерального директора ООО «ВКТ» Валерия Местулова, благодаря оптимизации производственных процессов в 2007 году удалось не только превзойти показатели прошлых лет, но и превысить заявленную раньше максимальную мощность терминала.
Однин из крупных терминалов, который должен развиваться в ближайшее время в порту Владивосток, - это совместный проект ВМТП и группы «Н-Транс». Объем инвестиций в терминал мощностью 100 тыс. TEU в конце прошлого года назывался в объеме 917,6 млн руб., при этом ВМТП вкладывает деньги в инфраструктуру и причалы, а «Н-Транс» - в оборудование. В руководстве «Н-Транса» объявляли о сроках ввода терминала – август 2008 года. Оператором называлось дочернее предприятие партнеров ООО «Владивостокский контейнерный сервис» (ВКС). Однако в начале 2008 года разгорелся конфликт относительно расторжения договора аренды причалов ВКС у ВМТП, дело рассматривается в арбитражном суде, поэтому пока перспективы проекта остаются непонятны.
Еще об одном проекте сообщил осенью 2007 года президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. По его словам, компания приняла решение строить собственный контейнерный терминал на территории порта Восточный после того, как не РЖД не удалось приобрести доли ни в одном из действующих терминалов. При этом эксперты видят его главное конкурентное преимущество в обеспечении надежной связи между портом и припортовой инфраструктурой, так как они будут находиться в собственности одной и той же компании.
Между тем, эксперты полагают, что на сегодняшний день пока не исчерпан потенциал существующих терминалов. При этом не следует забывать и о том, что активно развиваются китайские порты, а в последнее время вновь стала актуальной тема прямых железнодорожных перевозок из Китая по территории России. Например, Deutsche Bahn планирует в 2010 году организовать регулярный поезд по маршруту Пекин-Гамбург – в январе 2008 года состоялся демонстрационный рейс этого поезда. Правда, в любом случае, один поезд может перевезти около 90 TEU, а современный контейнеровоз – до 10 тыс. TEU. По прогнозам экспертов, в будущем оборот контейнеров на Дальнем Востоке будет расти, уже сейчас инвесторы проявляют заинтересованность в расширении своих терминалов, то в дальнейшем можно ожидать увеличения интереса к этому региону.
Мария Мокейчева