ММРП: инвестиции в успех
Произошедшую в 90-е годы приватизацию сопровождало слишком много эксцессов, множество предприятий пошли на дно из-за непрофессиональной деятельности новых владельцев, оставив без работы десятки тысяч людей. Однако есть и положительные примеры приватизационного процесса. Одним из них, безусловно, является Мурманский морской рыбный порт (ММРП).
Предприятие, когда-то бывшее визитной карточкой Мурманска, на рубеже третьего тысячелетия переживало худшие времена. Часть активов была распродана или сдана в аренду, парк перегрузочной техники и холодильный терминал требовал экстренного ремонта и обновления, причалы нуждались в реконструкции, штат сотрудников резко сократился, рыбаки жаловались на простои и задержки с выгрузкой. Продажа порта с аукциона в декабре 2015 года показалась многим мурманчанам финальной точкой в его судьбе. Но прошедшие два с половиной года после приватизации показали, что это была точка старта к обновлению и развитию ММРП. Новым собственникам удалось не только сохранить грузовую базу порта, но сделать серьезные шаги по модернизации порта.
По итогам 2017 года грузооборот ММРП составил 333 тыс. тонн, в том числе: 208 тыс. тонн рыбопродукции, 105 тыс. тонн – нефтепродуктов, 20 тыс. тонн – прочего груза. За первое полугодие 2018 года грузооборот ММРП составил 208,4 тыс. тонн, а концу года прогнозируется рост этого показателя до 360 тыс. тонн, причем в основном за счет увеличения объемов обработки профильного груза порта – рыбопродукции до 238 тыс. тонн.
«Эти показатели вполне достижимы, - прокомментировал начальник перегрузочного комплекса АО «ММРП» Эдуард Малашенков. - В частности, если холодильные терминалы, принадлежащие ММРП в 2017 году принимали 14,3 тыс. тонн мороженой рыбы в сутки, что составляет 38% от их максимальной технологической ёмкости (37 тыс. тонн), то в первом полугодии 2018 года средняя ежесуточная загруженность холодильников составила уже 26,4 тыс. тонн. И это при том, что рыбопромысловые компании, как и прежде, в большей степени ориентированы на экспорт. Так, если из общего объема мороженой рыбы исключить мойву, среднесуточные показатели по хранению мороженой рыбопродукции составляют 12,3 тыс. тонн, что ниже аналогичных показателей предыдущих 2015-2017 годов».
Количество судозаходов за период 2015-2018 годов остается стабильным и составляет 1294 единиц в год, при этом скорость выгрузки/погрузки судов существенно выросла. В 2015 году среднее стояночное время под обработку одного крупнотоннажного судна составляло 1,8 суток, в 2016 году – 1,7 суток, в 2017 году уже – 1,6 суток. За шесть месяцев текущего года данный показатель держится на уровне прошлого года.
«Наиболее высоких показателей по скорости выгрузки рыбы докерам компании удалось добиться в мойвенную путину 2018 года. Скорость обработки крупнотоннажного транспорта с мойвой сократилась на 0,9 суток по отношению к 2014 году», - отметил Эдуард Малашенков.
Ввиду неполной загрузки мощностей, АО «ММРП» вынуждено привлекать альтернативные грузы, в том числе нефтепродукты и генеральные грузы. Так, в 2017 году АО «ММРП» наладило сотрудничество с компанией, снабжающей арктические буровые платформы - СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервисом». АО «ММРП» обеспечило возможность партнеру развивать свою прибрежную инфраструктуру посредством создания береговой базы обеспечения. В свою очередь порт предоставляет свои производственные мощности и на договорных условиях оказывает комплекс услуг, связанных с перевалкой генеральных грузов, поставляемых для СП ООО «Сахалин -Шельф-Сервис».
Также в 2018 году были реализованы два проекта по перевалке нетрадиционных для порта грузов - негабаритного груза для АО «Апатит» и отгрузке на железнодорожный транспорт труб разного диаметра. Помимо этого АО «ММРП» на основе выигранного конкурса стало субподрядчиком ПАО «Новатэк» по перевалке генеральных грузов в рамках реализации проекта «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений».
Инвестиции
Для эффективной и оптимальной эксплуатации портовых мощностей акционеры ММРП реализуют инвестиционную программу. «Общий объем вложений за три года составит 574 млн руб. В частности в 2016 году компания инвестировала 166,2 млн руб , в 2017 году -176,3 млн руб. В 2018 году на модернизацию и развитие порта планируем потратить 231,5 млн руб.», - рассказал управляющий АО «ММРП» Олег Креславский. По его словам, помимо этого компания сформировала портфель отдельных инвестиционных проектов на сумму 196,2 млн руб., часть которых уже реализуется и финансируется за счет улучшения показателей текущей деятельности.
Для сравнения, в период с 2010 по 2015 год, когда государство владело 100% акций АО «ММРП», в порт было инвестировано всего 58 млн руб.: 2010 год – 9 млн руб., 2011 – 2 млн руб., 2012 – 5 млн руб., 2013 – 27 млн руб., 2014 – 7 млн руб., 2015 – 8 млн руб. Поэтому акционерам сейчас приходиться вкладывать значительные средства не только в развитие, но и в модернизацию существующих мощностей, пояснил Олег Креславский.
Так в 2016-2017 годах почти на 70% был обновлен парк малой механизации компании. Для качественной и оперативной работы по выгрузке рыбопродукции АО «ММРП» в 2017 году приобрело 12 электропогрузчиков и 4 автопогрузчика. Впервые за 20 лет предприятие купило портальный кран «Альбатрос». Произведен капитальный ремонт двух тепловозов ТЭМ2У.
Курс на закупку новой техники был продолжен и в 2018 году. В текущем году порт приобрел 9 электропогрузчиков, которые оптимизировали работу в период мойвенной путины. Также для ускорения выгрузки были приобретены мобильные эстакады «Кобра», грузовые клети для паллетов, портовый тягач «Терберг» и 4 ролл-трейлера.
Постепенно обновляется производственная база. В прошлом году был запущен льдогенераторный цех, оснащённый немецким оборудованием марки Ziegra. Продукция крайне востребована траулерами, работающими на прибрежном промысле. По итогам работы цеха в первом полугодии 2018 года было произведено и отгружено 320 тонн льда, что позволяет выполнять регулярно поступающие заказы от рыбаков.
Модернизирована и введена в строй после сертифицикации санитарно-экологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием и укомплектованная специалистами высокого уровня. В новые помещения переехал и «Курс-Норд» - учебный центр ММРП, значительно расширивший перечень морских и береговых рабочих специальностей.
Акционеры инвестируют средства в расширение и модернизацию закрытых и открытых складских площадей в Южном грузовом районе и на Угольной базе. В настоящее время продолжается модернизация холодильного терминала №3 технологической вместимостью 20 000 тонн: в 2016 году были заменены 10 распашных ворот, в 2017 году начался ремонт кровли, в 2018 – стартовали работы по дополнительной теплоизоляции. В настоящий момент идет проектирование новой системы охлаждения высокой степени энергоэффективности.
В 2016 году северный район порта был переведён на электрообогрев, что позволило снизить затраты на отопление. Как сообщил главный инженер АО «ММРП» Олег Заец, в ходе выполнения работ по техническому присоединению ряда предприятий были модернизированы трансформаторные подстанции порта и система водоснабжения в северном грузовом районе.
Модернизация портовой инфраструктуры позволила существенно сократить потребление энергоресурсов для осуществления основной деятельности. Так, если в 2015 году расход тепловой энергии на перевалку тонны груза составлял 0,055 Гкал натонну, то в первом полугодии 2018 года - 0,023 Гкал на тонну, расход электроэнергии снизился с 27,7 кВт.час на тонну, в 2015 году до 24,6 кВт.час. натонну в первое полугодие 2018 года.
Следует отметить, что с советских времен стивидорная компания продолжает заниматься непрофильными функциями, обеспечивая теплоснабжение жилых микрорайонов Мурманска. К настоящему времени из-за хронических неплатежей со стороны управляющих компаний и населения задолженность за поставленную теплоэнергию достигает уже 70 млн руб. Эти средства по причине банкротства управляющих компаний-должников практически не подлежат взысканию и фактически изъяты из бюджета развития предприятия. Поэтому котельная порта вынуждена, по сути, генерировать убытки.
Бюджетная эффективность
За период 2017 года в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней ММРП уплатил 188,7 млн руб. налогов и сборов. По результатам деятельности в первом полугодии 2018 года было начислено 105 млн руб. Если анализировать бюджетную эффективность из расчета на одного сотрудника, то в 2016 году она составила 367 тыс. руб., в 2017 году - 369 тыс. руб., а по итогам первого полугодия 2018 года – 204 тыс. руб. в пересчете на одного сотрудника, что свидетельствует о ее росте на 11%.
Отметим, что даже при снижении объемов грузооборота в 2016 году на 16,7%, а в 2017 году на 10,2% по отношению к 2015 году, что существенно сказалось на общих доходах, бюджетную эффективность удалось поддержать на уровне 2015 года, а в первом полугодии 2018 года увеличить на 11%.
Все инвестиции АО «Мурманский морской рыбный порт» осуществляет самостоятельно, без привлечения государственного капитала. «К сожалению проекты ММРП, где требуется участие государства, поддержки пока не нашли, - заметил Олег Креславский. - Проект государственно-частного партнерства по причалам, предложенный в 2017 году, получил одобрение Минэкономразвития. ММРП был готов не только вложить в концессию свыше 9 млрд руб. частных инвестиций из которых 7 млрд руб. собственных средств компании и 2,5 млрд руб. – заемных, но и осуществлять ежегодные платежи концеденту. Их общая сумма за весь период действия соглашения должна была достигнуть 763 млн руб.». Однако Росимущество, несмотря на положительное заключение Минэконморазвития, расторгло с ММРП договор доверительного управления причалами и передало их ФГУП «Нацрыбресурс». «В результате вместо предлагавшихся стивидорной компанией инвестиций в модернизацию и получения госбюджетом доходов в рамках ГЧП, появился еще один претендент на бюджетное финансирование», - резюмировал Олег Креславский.
Впрочем, портовики надеются, что проект концессии по причалам будет реанимирован. Ведь изменения, происходящие в АО «ММРП», доказывают, что все действия предприятия по ускорению роста инвестиций, развитию государственно-частного партнерства, не только направлены на повышение эффективности работы морского терминала и увеличения его вклада в экономику России, но и идут в русле государственной экономической политики, реализуемой федеральным правительством
Ознакомиться с подробным отчетом о деятельности АО «ММРП» можно по ссылке >>>>
Алексей Бакуменко, Сергей Плисов.