Стивидорное импортозамещение
Объем перевозок российских внешнеторговых грузов через порты стран Прибалтики и Украины в I полугодии 2018 года снизился на 7,5% - до 22,2 млн тонн. Их доля в общей перевалке сократилась с 6,51% в I полугодии прошлого года до 5,88%. Высокая степень зависимости остается по номенклатуре балкерных грузов, однако подвижки в развитии соответствующей инфраструктуры уже имеются.
По данным Минтранса России, в направлении морских портов стран Балтии за I полугодие 2018 года было перевезено 19,14 млн тонн российских грузов, что на 10,1% меньше аналогичного периода 2017 года. Уменьшение было отмечено по перевозкам угля - на 13%, металлов - на 4% и наливных грузов - в 2,6 раза. В то же время выросли перевозки зерна в 2,8 раза, минеральных удобрений на 9,5% и руды на 9,2%.
Объём перевозок российских грузов в морские порты Украины увеличился на 13,1% и составил 3,06 млн тонн. Увеличение было отмечено в перевозках угля на 9,9% и руды в 1,6 раза, в то же время снизились перевозки минеральных удобрений на 46,5% и наливных грузов на 24,9%.
Из этого видно, что в Балтийском бассейне остро не хватает специализированных глубоководных терминалов по перевалке минудобрений, зерна и руды. В Южном бассейне – терминалов по перевалке угля и ряда других балкерных грузов.
Надежда на Тамань
Крупнейший «импортозамещающий» стивидорный проект – это создание сухогрузного района порта Тамань расчетной годовой мощностью порядка 90 млн тонн в год. Как известно, данный проект был взаимоувязан с созданием транспортного перехода в Крым. В июне 2018 года стало известно, что РЖД планируют запустить пробное движение по железнодорожному подходу к мосту через Керченский пролив в конце 2018 года. Протяженность участка составит 39,7 км. Это станет очередным шагом на пути реализации этого масштабного проекта, реализация которого позволит покрыть нарастающий дефицит мощностей по балкерным грузам.
В Тамани развиваются и действующие мощности, принадлежащие компании «ОТЭКО». Так, в начале 2018 года «ОТЭКО» и УК «ВостокУголь» договорились о создании хаба в порту Тамань для поставок на мировой рынок смеси углей для пылеугольного вдувания (PCI). Смеси будут производиться на базе углей «Разреза Восточный» (Новосибирская обл.) и «Разреза Кийзасский» (Кемеровская обл.), входящими в группу компаний «ВостокУголь». В 2018 году поставки начнутся с 0,5 млн тонн в месяц, далее могут быть увеличены до 1-1,2 млн тонн в месяц. Целевые рынки сбыта — Индия, Китай, Бразилия, Европа.
От Приморска до Усть-Луги
В Санкт-Петербурге основной точкой развития стивидорной деятельности является порт Бронка, также планируется строительство терминалов по отгрузке сжиженного природного газа (СПГ).
На Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между Санкт-Петербургом и инвестором «Порта Бронка» ООО «Феникс» о дальнейшем развитии проекта на сумму в 21 млрд руб.
Ориентация на вывод портовых мощностей из центральных городских районов, а также удобное расположение Бронки с точки зрения транспортной доступности и наличия свободных площадей для развития позволяет предположить, что стивидорная деятельность в этом районе будет развиваться.
Другой крупнейший порт бассейна – Усть-Луга. Здесь также предполагается развитие. Так, «Компания Усть-Луга» реализует совместно с группой компаний «Новотранс» проект Lugaport. Это многофункциональный транспортно-перевалочный комплекс, включающий терминалы по переработке зерна, пищевых продуктов, а также три причала для перевалки генеральных и сыпучих грузов. Перерабатывающая способность по всему комплексу запланирована на уровне 1100 ваг/сут. Объем годовой перевалки – 20-25 млн тонн.
На терминале «Юг-2» продолжается диверсификация грузопотока. Ранее там начали переваливать удобрения «Фосагро», а в нынешнем году – уголь. Кроме того, через терминал идет перегрузка негабаритных грузов для строящегося в Кингисеппе (Ленинградская область) завода «Еврохим». У данной компании имеется и собственный проект по созданию терминала минудобрений в порту Усть-Луга мощностью 7 млн тонн в год (объем инвестиций около 12 млрд руб.).
Среди перспективных планов можно отметить и проект по созданию сухогрузного района порта Приморск мощностью 36 млн тонн в год (минудобрения, металлолом, зерновые грузы) с заявленным объемом инвестиций порядка 70 млрд руб. Росморречфлотом согласована декларация о намерениях в реализации проекта.
Мурманск против Киркенеса
ПAO «НОВАТЭК» 9 августа 2018 года произвело отгрузку танкерной партии СПГ, полученной на второй технологической линии. По информации ИАА «ПортНьюс», «НОВАТЭК» рассматривает возможность организации рейдовой перевалки СПГ, экспортируемого танкерами усиленного ледового класса из порта Сабетта с проекта «Ямал СПГ». Такая логистическая схема позволит сократить плечо для использования судов с высокой стоимостью фрахта и обеспечить своевременный вывоз с терминала стремительно нарастающих объемов СПГ. Заказанные ранее суда для проекта «Ямал СПГ» еще находятся в стадии строительства на верфях Южной Кореи.
Ранее в СМИ прошла информация о возможности организации рейдовой перевалки СПГ «НОВАТЭКа» в норвежском порту Керкенес. Представитель норвежского перегрузочного комплекса Norterminal в ответ на запрос ИАА «ПортНьюс» назвал публикации в норвежской прессе информацией, которая «в большой степени основана на домыслах».
Со своей стороны, руководство ООО «Кольский нефтяной терминал» (КНТ) намерено предложить два своих рейдовых перевалочных комплекса (РПК) в районе порта Мурманск для организации перевалки СПГ компании «НОВАТЭК». РПК в настоящее время не загружены. Ранее каждый РПК осуществлял перевалку до 8 млн тонн условных углеводородов в год. Компания КНТ готова, в случае необходимости, произвести дооборудование комплекса для работы с СПГ.
Важными с точки зрения «стивидорного импортозамещения» проектами Арктического бассейна является проект строительства глубоководного района порта Архангельск и комплексного развития Мурманского транспортного узла, о чем мы более подробно писали ранее >>>>
В целом стоит отметить, что российская стивидорная отрасль продолжает поступательное развитие в сторону переориентации отечественных грузопотоков на свои мощности. Хотя по ряду грузов, особенно минудобрений, угля, зерна и руды наблюдается все еще высокая зависимость от портов сопредельных государств, соответствующие проекты в России все же не сходят с повестки дня и продвигаются, хотя и не всегда такими темпами, как того бы хотелось.
Виталий Чернов.