Отдых во льдах
Правительство России внесло в Государственную Думу на рассмотрение законопроект, направленный на развитие круизного туризма в Арктической зоне России и на Дальнем Востоке, облегчающий заходы иностранных круизных судов в соответствующие регионы. Эксперты отрасли полагают, что арктические круизы имеют неплохой потенциал развития, однако для этого потребуются вливания в инфраструктуру.
Не полюсом единым…
Внесенный в Госдуму законопроект правительства предполагает, что в Арктике и на Дальнем Востоке России будут определены точки притяжения туристического интереса и выбраны порты, куда смогут беспрепятственно заходить иностранные круизные суда. Эти порты должны быть определены специальным перечнем, утверждаемым правительством России.
Отметим, что в России уже достаточно давно осуществляются арктические круизы на ледоколах. Например, это круизы на Северный полюс из Мурманска на атомоходе «50 лет Победы». Впрочем, круизы на атомных ледоколах в случае быстрого развития перевозок по Севморпути могут быть сокращены, поскольку ледоколы будут более интенсивно использоваться по их прямому назначению – проводке караванов грузовых судов. К тому же это – очень нишевый и экзотический вид круизного туризма. Поэтому логично привлекать в арктические воды иностранные круизные компании, дабы их суда заходили в российские порты, а туристы могли погулять по соответствующим городам, оставляя там свои средства.
И на этом пути уже имеются положительные примеры: так, норвежская компания Hurtigruten, организующая круизные рейсы в полярных водах, включила в расписание на сезон 2019 год маршруты с заходом на Землю Франца-Иосифа. В августе-сентябре 2019 года предусмотрено два рейса, которые пройдут на борту теплохода «Шпицберген» с заходом в Мурманск, где пассажиры смогут пройти пограничный контроль при входе и выходе из российских вод. Мурманск внесен в список портов, где иностранцы могут находиться в течение 72 часов без визы. Ранее в городе был реконструирован морской вокзал.
Однако этого недостаточно. Во-первых, необходимо увеличить количество таких рейсов, во-вторых, привлекать их в другие города, например, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Корсаков.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» генеральный директор St.Peter Line Сергей Котенев, круизное судоходство в российской Арктике и на Дальнем Востоке имеет хороший потенциал, однако для его развития необходимы инвестиции в развитие инфраструктуры.
В настоящее время в круизном сегменте флота (как и в грузовом) имеется ярко выраженная тенденция на укрупнение ради сокращения удельной стоимости перевозок на туриста. Соответственно, необходимы достаточные глубины для захода таких судов. Например, по мнению эксперта, дноуглубительные работы с этой целью необходимо провести во Владивостоке, который является привлекательным туристическим направлением.
Кроме того, срок планирования заходов мировыми круизными компаниями составляет 2,5-3 года. Соответственно, инфраструктуру нужно создавать заранее и информировать об этом руководство таких компаний.
По мнению Сергея Котенева, в российские воды указанных регионов, при наличии должной инфраструктуры, могли бы заходить суда вместимостью 2-3 тыс. пассажиров. Хороший потенциал объясняется ростом интереса к круизному туризму в мире и поиску круизными компаниями новых интересных маршрутов, к которым как раз и относятся российские арктические регионы и Дальний Восток.
Виталий Чернов.