• 12 июля 2018

    Сухой остаток

    Грузооборот портов России по итогам I полугодия продемонстрировал рост на 2,7%, однако его темпы снизились в сравнении с прошлыми годами. Основной прирост был обеспечен сухогрузами, что подтверждает необходимость дальнейшего развития соответствующих мощностей. Также наблюдается интересная ситуация с распределением структуры грузооборота по бассейнам.

    Новые старые тенденции


    По данным, опубликованным Росморречфлотом, грузооборот морских портов России за январь-июнь 2018 года составил 394 млн тонн, что на 2,7% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. В том числе объем перевалки сухих грузов увеличился на 8,4% - до 188,52 млн тонн, наливных грузов - сократился на 2%, составив 206 млн тонн.

    Если говорить о сухогрузах, то прирост наблюдался по всем бассейнам: Балтийском (+8,4%), Южном (+5,6%), Дальневосточном (+5%), Арктическом (+3,8%) и Каспийском (+10,4%).

    Рост объемов перевалки сухогрузов в Южном бассейне был обеспечен балкерными грузами, прежде всего зерном и рудой, а также генгрузами. Это вновь подтверждает острую необходимость создания в бассейне новых сухогрузных мощностей и развития железнодорожных подходов, что было предусмотрено проектом создания глубоководного района порта Тамань. Напомним, что в марте 2018 года в ходе послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин заявил, что перед государством стоит задача увеличить пропускную способность железнодорожных подходов в направлении портов Азово-Черноморского более чем в 1,5 раза - до 131 млн тонн в год. Исходя из потребностей грузоотправителей, к 2020 году совокупный дефицит мощностей портов Дальневосточного федерального округа оценивается в 70 млн тонн в год, в том числе 66,5 млн тонн в год по навалочным грузам и 3,5 млн тонн по зерновым грузам, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Прирост объемов перевалки сухогрузов в Арктическом бассейне был обеспечен, главным образом, за счет угля, руды и, в определенной степени, проектных грузов. Это также подтверждает актуальность проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла и смещения перевалки угля на левый берег Кольского залива за счет строительства терминала «Лавна» на 18 млн тонн в год.


    Другой перспективный арктический проект – это создание глубоководного района порта Архангельск, который в июне 2018 года успешно прошел экспертный «инфраструктурный тест-драйв», состоявшийся в рамках Всероссийского водного конгресса в Москве. Проектом предусматривается создание современного транспортно-промышленного узла, включающего четыре универсальных и два специализированных терминала совокупной мощностью до 38 млн тонн к 2035 году ежегодно, автомобильную и железную дороги. При этом, по оценке ООО «Морстройтехнология», потенциальная грузовая база для глубоководного района без привязки к другим инфраструктурным проектам составляет до 27 млн тонн ежегодно, а реализация проектов Северного широтного хода и «Белкомур» усиливают привлекательность проекта за счёт дополнительных 9 млн тонн калийных удобрений и до 10,2 млн тонн нефтегазовых грузов.

    Реализация проектов Северного широтного хода и «Белкомур» также позволит, в перспективе, организовать регулярную перевалку сухогрузов через порт Сабетта на Ямале.

    Впрочем, основную долю в структуре грузооборота арктических портов по-прежнему занимает нефть с северных месторождений, а с вводом проекта Ямал-СПГ к ней добавился сжиженный природный газ.

    Показал прирост по сухогрузам и Дальневосточный бассейн (+5%). Здесь в последние годы было заявлено множество проектов, связанных, преимущественно, с перевалкой угля, однако до практической реализации доведены лишь немногие. Здесь выделяется проект Третьей очереди развития порта Восточный. После ввода в эксплуатацию объектов Третьей очереди грузооборот АО «Восточный Порт» вырастет до 39-40 млн тонн угля в 2019 году.

    Развитие мощностей в Дальневосточном бассейне тесно увязано с ограничениями по пропускной способности дальних железнодорожных подходов, а также необходимостью применения наилучших доступных технологий при перевалке экологически чувствительных грузов.

    Минус - Балтике, плюс - Каспию


    Балтийский бассейн оказался единственным, продемонстрировавшим общий спад грузооборота. Причем картина с перевалкой сухих и наливных грузов оказалась зеркальной: примерно +8% по сухим и -8% по наливным.

    Спад по наливным грузам был обеспечен за счет нефти на фоне соглашения ОПЕК+ и перепрофилирования нефтяных труб под нефтепродуктовые в рамках проекта «Север». По нефтепродуктам ситуация оказалась различной: объем перевалки нефтепродуктов через порты Усть-Луга и Приморск немного вырос (что также связано с проектом «Север»), через Санкт-Петербург и Высоцк сократился ввиду сложившейся конъюнктуры топливного рынка.

    Положительной тенденцией для бассейна является существенный прирост контейнерооборота на фоне значительного профицита мощностей: в Большом порту Санкт-Петербург он составил примерно 13%, в Усть-Луге примерно 9,5% (при расчетах в TEU). Также фиксируется рост объемов перевалки Ro-Ro грузов: в Большом порту Санкт-Петербург прирост составил более 35% (при расчетах в ед.). Это можно объяснить как постепенным восстановлением потребительского спроса после девальвационного шока, так и развитием аванпорта Бронка.

    Каспийский бассейн после затяжного падения продемонстрировал взрывной рост, обеспеченный, главным образом, транзитом казахстанской нефти через порт Махачкала. Прирост по сухогрузам в бассейне был связан с перевалкой зерна в направлении Ирана.

    Таким образом, итоги первого полугодия 2018 года подтвердили тенденции, четко проявившиеся еще ранее: портовое хозяйство России остро нуждается в создании новых глубоководных районов, ориентированных на перевалку балкерных грузов, таких как уголь, зерно, минеральные удобрения. В свою очередь, это делает необходимым и соответствующее развитие железнодорожных подходов к портам.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен