Российский рынок бункеровочных услуг не стоит на месте: происходит изменение его структуры как с точки зрения перераспределения объемов бункеровок по бассейнам, так и по видам топлива. На ближайшей повестке дня: обновление бункеровочного флота и создание инфраструктуры для заправок сжиженным природным газом (СПГ).
Перспективные горизонты
По данным, представленным аналитическим отделом ИАА «ПортНьюс» в ходе XI Всероссийского форума «Современное состояние и перспективы российского рынка бункеровки судов», за 2017 год бункеровочный рынок России вырос, преимущественно, за счет Дальневосточного морского бассейна, где прирост объемов реализации топлива составил 27% к уровню предыдущего года, достигнув отметки в 4,6 млн тонн. Рост также наблюдался в Азово-Черноморском бассейне (+9%) - до 2,4 млн тонн, в то время как по Северо-Западу было зафиксировано снижение на 2,5% - до 3,8 млн тонн.
Бурный рост бункеровок на Дальнем Востоке объясняется серьезным интересом государства и инвесторов к этому региону, процессом смещения внешней торговли на азиатское направление.
Конкурентом на азиатском рынке является Сингапур, который делает ставку на инновации, упрощение бюрократических процедур и прозрачность рынка. В ходе форума трейдер компании KPI Bridge Oil, работающей в Сингапуре, Михаил Панченко рассказал о том, как выстроен бункеровочный бизнес в этом городе-государстве. В настоящее время здесь активно готовятся к наступлению эры сжиженного природного газа в качестве топлива. Уже к 2025 году в Сингапуре, при софинансировании со стороны государства, должны быть заработать 12 танкеров-бункеровщиков СПГ. При этом предполагается, что эксклюзивным поставщиком бункеровочного СПГ в Сингапуре станет компания Shell. В настоящее время в Сингапуре уже работает буксир на СПГ-топливе, также имеется многопользовательский терминал-хранилище СПГ.
Балтийский бассейн России, в свою очередь, также нуждается в развитии бункеровок альтернативными видами топлива, в первую очередь, низкосернистыми видами мазута и сжиженным природным газом (СПГ). Это связано с тем, что Балтийское море входит в зону особого контроля за выбросами серы с судов (ECA).
Здесь в ближайшие годы ожидается создание целого ряда терминалов по сжижению газа (Балтийский СПГ, Высоцкий СПГ, проект в районе КС «Портовая», СПГ-Горская), а также появление первых в России танкеров-бункеровщиков сжиженным газом.
В настоящее время в мире эксплуатируется всего четыре специализированных танкера-бункеровщика СПГ. Пионером в этой области стала Норвегия. Президент корпорации Fiskerstrand, на которой было создано первое судно такого типа, Рольф Фискерстранд, в ходе Форума сообщил о планах корпорации создать в России совместное предприятие. В настоящее время норвежская компания ведет поиск партнера в России.
Между тем, первый в России бункеровщик СПГ планируется построить к концу 2019 года, сообщил в ходе Форума представитель Крыловского государственного научного центра, разработавшего проект судна, Антон Луцкевич. По его словам, судно строится на «Онежском судостроительном заводе» по линии ведомственного проекта Минпромторга России. Бункеровщик будет иметь контейнеризированную систему хранения объемом 160 куб. м.
Кроме того, Крыловским центром разработан концептуальный проект бункеровщика для обслуживания линейных судов, который может использоваться и как малый газовоз или плавучий энергоблок.
Помимо бункеровщиков СПГ, отечественный бункеровочный флот нуждается в обновлении и обычными танкерами-бункеровщиками. Так, по мнению, высказанному в ходе Форума представителем судостроительной компании Damen Shipyards в России Романом Богдановым, здесь наиболее востребованы небольшие танкеры-бункеровщики дедвейтом 700-800 тонн и бункерные баржи. Подобные суда имеются в линейке Damen. Если же говорить о бункеровщиках СПГ, то такие суда также имеются в линейке компании. Кроме того, имеется проект плавучего хранилища СПГ.
Строить танкеры-бункеровщики, включая СПГ, готова и государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Как сообщил журналистам, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», президент ОСК Алексей Рахманов, все необходимые проработки в корпорации для этого сделаны.
Между тем, в настоящее время возникла проблема со стороны судовладельцев – резкий рост цен на топливо в России привел к снижению рентабельности судоходных компаний. Так, в ходе совместного расширенного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного совета Росморречфлота в Москве 29 июня 2018 года президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин указал, что из-за резкого повышения топливных цен на водном транспорте сложилась критическая ситуация: помимо высоких цен, ведущих к снижению рентабельности, на рынке уже также наблюдается дефицит топлива. Со своей стороны, министр транспорта России Евгений Дитрих пообещал поднять эту тему на уровне правительства России с тем, чтобы отрасли была оказана государственная поддержка в этой связи.
Виталий Чернов.