Виктор Олерский - 9 лет во главе отрасли
Виктор Олерский 21 июня 2018 года освобожден от должности заместителя министра транспорта России - руководителя Росморречфлота по его просьбе. Девять лет работы Виктора Олерского в министерстве и два с половиной года во главе Росморречфлота принесли колоссальный законотворческий и практический результат для отрасли: значительно помолодел флот под российским флагом, повышен уровень безопасности судоходства, построены новые портовые мощности, активизировано судоходство по Северному морскому пути, реформирована система морского образования, усилены позиции России в дискуссиях на площадке IMO.
На работу в министерстве транспорта Российской Федерации топ-менеджера Виктора Олерского пригласили летом 2009 года. В тот момент у министра транспорта Игоря Левитина не было профильного заместителя для решения вопросов в сфере развития российских портов и судоходства. А вопросов в этой отрасли накопилось к 2009 году предостаточно.
Соответствующее распоряжение от 30 июля 2009 года N1043-р подписал председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин. Виктору Олерскому было поручено заниматься федеральной политикой в области морского и речного транспорта и связанными с этими отраслями федеральными целевыми программами. Изменения в отраслевом законодательстве к тому моменту назрели, поэтому работа предстояла колоссальная.
Представители транспортных предприятий в целом одобрительно отнеслись к появлению в Минтрансе на уровне замминистра специалиста из судоходного бизнеса. В то, что Виктор Олерский сможет объединить усилия власти и судоходного сообщества поверили многие. Обладая высокими профессиональными знаниями в области морского и речного транспорта, умением правильно ставить задачи и настойчиво добиваться их решения, новый высокопоставленный чиновник уже за первые два года работы в министерстве смог сделать многое.
Виктор Олерский выступил одним из авторов закона «О мерах по поддержке отечественного судостроения и судоходства» (ФЗ-305). Документ дал ряд преференций и простимулировал обновление отечественного флота, ускорил процесс привлечения судов под российский флаг и, в то же время, дал импульс российскому судостроению. В дальнейшем при поддержке судоходного бизнеса и в тесном взаимодействии с российскими судостроительными предприятиями Виктор Олерский инициировал успешный межотраслевой диалог, направленный на обновление российского флота. В результате этой работы принят ряд востребованных сегодня мер поддержки судостроения: субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант.
Еще один достаточно революционный закон, принятый по инициативе Виктора Олерского, это поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, открывающие возможность для упрощенного захода в российские реки судов и яхт под флагами иностранных государств. Что касается коммерческого судоходства на внутренних водных путях России под иностранным флагом, то с изменением законодательства это стало возможно в рамках двусторонних межправительственных соглашений, не требующих ратификации.
Под руководством замминистра транспорта Виктора Олерского проведена работа по подготовке закона о судоходстве по Северному морскому пути. В первую очередь, документ предусматривал воссоздание администрации Севморпути, которая в 2004 году была фактически ликвидирована, а ее функции были отданы небольшому отделу Росморречфлота. Помимо отдельного органа управления, для судоходства в этом регионе были также созданы Правила плавания по Севморпути и понятные тарифные условия.
Виктор Олерский возглавил работу по подготовке поправок и к законопроекту о расширении понятия «каботаж» в кодексе торгового мореплавания, закрепив за судами под российским флагом грузовую базу углеводородов в акватории Северного морского пути.
На своем посту Виктор Олерский курировал строительные работы в порту Саббета, запустил проект комплексного развития Мурманского транспортного узла и заложил основу для реализации проекта нового глубоководного района порта Тамань на юге России. В последние два года подготовлена вся документация по строительству новых гидроузлов на внутренних водных путях – Багаевского и Нижегородского. По поручению Виктора Олерского разработаны Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года и Стратегия развития внутреннего водного транспорта.
Работа морских портов стояла в числе приоритетных задач в повестке каждого рабочего дня замминистра с момента его прихода на государственную службу. Виктор Олерский наладил тесный рабочий контакт с руководством Федеральной таможенной службы и с Пограничным управлением ФСБ России, добившись ускорения таможенных процедур с грузами и судами в морских портах. В период его работы в министерстве были внесены важные поправки в закон о морских портах, в том числе, направленные на упорядочение отношений операторов морских терминалов с железнодорожными перевозчиками. В этой сфере была проведена работа по регулированию имущественных и земельных отношений в морских портах, порядке создания морского порта, формирования и изменения его границ. Обновленным законом предусматривается система инфраструктурного сбора для внебюджетного развития морских портов.
Период работы в министерстве транспорта стал для Виктора Олерского эмоционально напряженным. Ему приходилось погружаться во множество сложных ситуаций, беря на себя всю ответственность, находить пути для их благополучного разрешения. Летом 2011 года, когда на Волге произошла трагедия, повлекшая за собой гибель более сотни человек, Виктор Олерский возглавил штаб по подъему со дна реки затонувшего пассажирского теплохода «Булгария». Это был тяжелый опыт, но Виктор Олерский смог сделать правильные выводы из произошедшей катастрофы. Он подготовил и претворил в жизнь комплексную реформу государственного управления на внутреннем водном транспорте.
В дальнейшем была реформирована и система управления капитаниями, была реформирована Государственная морская спасательная служба. Большое внимание уделялось отраслевым вузам: состоялся ряд слияний отраслевых образовательных учреждений, обеспечено соответствие российской системы подготовки плавсостава требованиям международных конвенций.
На посту замминистра транспорта Виктор Олерский успешно вел международные переговоры, авторитетно представлял позицию Российской Федерации на площадке IMO. Подписаны двусторонние соглашения о признании дипломов и о морском судоходстве с рядом государств, с США урегулированы вопросы судоходства в Беринговом проливе.
За девятилетний период Виктор Олерский стал настоящим руководителем отрасли, авторитетным, уважаемым, умеющим быстро принимать решения, неизменно добивающимся результатов. Конечно, остались и нерешенные вопросы – поле для деятельности нового руководителя.
Надежда Малышева.