Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил (ЕАЭС) в силу 1 января 2018 года, заменив Таможенный кодекс Таможенного союза. Об изменениях в новом кодексе, упрощающих ряд таможенных процедур, рассказал советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Соколов, выступая на XIV Международном транспортном форуме «Юг-Транс-2018».
Транзиту облегчили путь
С учетом требований современной логистики наибольшим изменениям подверглась процедура таможенного транзита. Хотя в Таможенном кодексе для нее выделена отдельная глава, для решения конкретных технических вопросов предусмотрен ряд отсылочных норм. Для реализации этих норм в 2017 году был подготовлен ряд решений Коллегии Евразийской экономической комиссии.
В частности, решением № 170 от 13 декабря 2017 года определены порядок совершения таможенных операций при продлении сроков транзита, изменении места доставки товаров, совершении грузовых операций как на территории союза, так и при перевозке товаров через территории третьих государств, действия при авариях и иных форс-мажорных ситуациях, а также завершение и прекращение действия процедуры таможенного транзита.
Сергей Соколов подчеркнул, что в документе учтены реальные потребности перевозчиков: например, закреплена возможность предоставления заявлений о продлении сроков транзита, об изменении места доставки без прибытия перевозчика в таможенный орган без предоставления товаров в таможенные органы. Такое заявление сегодня можно доставить и по электронной почте.
Кроме того, для участников ВЭД, которые совершают транспортные операции через территории третьих государств (не входящих в ЕАЭС), предусмотрена возможность получения генерального разрешения на совершение грузовых операций и направление генерального уведомления о совершении грузовых операций, которые будут действовать в течение календарного года. Это нововведение применимо для участников торговой деятельности, которые совершают однотипные поставки и грузовые операции по пути следования.
Решение № 139 облегчило торговлю между странами Союза, которые при перевозке пересекают территории третьих государств: в частности, речь идет о Калининграде и Армении.
Нулевые ставки для компонентов
Решение № 138 коснулось перевозки товаров в несобранном или разобранном виде и, соответственно, процедуры их транзита.
«Основные аспекты перемещения компонентов товаров прописаны непосредственно в кодексе, однако в ходе анализа со сторонами было установлено, что необходимо предусмотреть две особенности. Первое – это закрепить возможность перемещения компонентов товаров по нескольким транзитным декларациям с указанием кода комплектного товара. Однако для этого упрощение будет действовать только в том случае, если у лица имеется предварительное решение о классификации товаров или решение о классификации товаров, в котором указаны сведения о таких фактически перемещаемых компонентах. Вторая особенность – это то, что обеспечение уплаты платежей будет рассчитываться исходя из ставок, применяемых в отношении готового товара. Учитывая, что на готовый товар у нас в подавляющем большинстве случаев установлены нулевые ставки, то фактически перемещаемые компоненты смогут ехать по нулевым ставкам», - пояснил Сергей Соколов.
Особые условия для водного и воздушного транспорта
Для водного и воздушного транспорта предусмотрено перемещение товаров через территории третьих государств без помещения под процедуру таможенного транзита. Если в ходе такой перевозки самолет или корабль не заходил в иностранные порты или аэропорты, то вопросов у таможенных органов не будет.
Если же, в силу каких-то форс-мажорных мероприятий, судно или самолет должны были совершить вынужденную посадку или вынужденный заход в порт иностранного государства, то по прибытии на территорию союза необходимо будет подтвердить статус тех товаров, которые находились на транспортном средстве.
При этом, как отметил спикер, в ходе такой перевозки может возникнуть ситуация, когда владельцу товара невыгодно будет ввозить его на территорию союза, и этот вариант тоже предусмотрен. Допускается помещение товаров союза под процедуру экспорта и, соответственно, возможность применения нулевой ставки НДС, а к иностранным товарам – процедуры ре-экспорта для того, чтобы ввести эти товары в правовое поле.
Контейнеры и ТСМП
С введением нового Таможенного Кодекса некоторые изменения коснулись регулирования транспортных средств международной перевозки (ТСМП).
В частности, многооборотная тара, запчасти и оборудование теперь напрямую приравнены к ТСМП. Таким образом, грузовладелец может выбрать удобный для себя способ урегулирования.
Кроме того, контейнеры, которые прибывают на территорию союза водным транспортом, а далее перегружаются на железнодорожный или автомобильный транспорт и следуют для доставки товаров получателям на территории союза, считаются транспортными средствами международной перевозки.
«Учитывая, что транспортные средства международной перевозки используются не как объект сделки, а как ее инструмент, установлены достаточно лояльные правила продления срока нахождения этих средств на территории союза. В том числе предусмотрена возможность продления сроков даже после его истечения, однако такое продление будет возможно, если по объективным причинам перевозчик не смог направить заявление о продлении срока. Если мы говорим об автомобилях, то это снежный занос, или какая-то авария, что свойственно всем видам транспорта», - уточнил Сергей Соколов. Он подчеркнул, что в решении № 140 прописано, что продление срока после его истечения возможно только в том случае, если это не запрещено национальным законодательством. В настоящее время законодательство республики Казахстан предусматривает конфискацию транспортного средства международной перевозки в случае нарушения срока его временного ввоза.
Ремонт ТСМП, в частности, флота, включенного в международный реестр государств-членов Союза и ввезенного на территорию Союза, допускается без помещения под процедуру переработки вне таможенной территории.
Елена Ткачева.