На Северном флоте успешно завершились ледовые испытания новейшего ледокола «Илья Муромец». В течении 19 суток «Илья Муромец» отрабатывал программу испытаний в акваториях Баренцева и Карского моря на ледовых полях различной толщины и плотности. Толщина льда в районе проведения испытаний, варьировалась от 50 до 100 см, а сплочённость составляла 9–10 баллов. Данные условия были признаны наиболее благоприятными для испытаний возможностей нового судна. По итогам испытаний были подтверждены заявленные ТТХ ледокола.
Полярный богатырь
Новый ледокол является многофункциональным и может осуществлять также спасательные и буксировочные работы, проводить гидрографические исследования, выполнять транспортные операции. Как и любой ледокол, «Илья Муромец» оснащён системой электродвижения (также её называют – гребная электрическая установка), наделяющей ледокол повышенной манёвренностью, которая так необходима в сложных ледовых условиях. Это качество достигается за счёт наличия значительной перегрузочной способности пропульсивного комплекса и возможности гибкого регулирования гребных электрических двигателей по моменту.
На «Илье Муромце» установлена система электродвижения, созданная коллективом филиала «ЦНИИ СЭТ». Её особенность заключается в применении преобразователей частоты (которые являются ядром всей пропульсивной системы), оснащённые выпрямителями с активным входом. Благодаря внедрению этих преобразователей, система электродвижения судна становится ещё более компактной, улучшается качество электроэнергии в судовой сети, а также повышается и КПД и энергоэффективность всей движительной системы. Преобразователи этого типа были созданы на основе отечественных технологий, которые позволят ещё больше уменьшить зависимость отечественного судостроения от зарубежной техники и комплектующих.
Вот что отмечает по этому поводу первый заместитель директора «ЦНИИ СЭТ» Олег Савченко: «Для нас удачные ледовые испытания это, безусловно, победа, так как на этом ледоколе мы применили новую для нас схему построения гребной электроустановки на основе активных преобразователей частоты. Это решение позволило нам построить компактную гребную электрическую установку благодаря тому, что мы исключили из состава оборудования системы трансформаторы. Также благодаря активным преобразователям нам удалось повысить КПД всей системы, обеспечить высокое качество электроэнергии судовой сети и получить оптимальные виброшумовые характеристики».
В ближайшей перспективе «ЦНИИ СЭТ» планирует вывести новую гребную электроустановку и на рынок гражданского судостроения. Система электродвижения на основе активных преобразователей частоты позволяет реализовать схему рекуперации судовой электроэнергетической сети с последующей подзарядкой аккумуляторных батарей. Данное решение позволит повысить общий КПД всей судовой энергоустановки и добиться высокого уровня резервирования источников электроэнергии – это особенно важно для таких судов, где высокий уровень надёжности является важнейшим показателем (спасатели, буксиры, офшорные суда). Также данное решение позволит добиться максимально высоких показателей экологической чистоты судна ввиду отсутствия выбросов СО2 и снижения виброшумовой сигнатуры. Это особенно актуально для рыбопромыслового флота, научно-исследовательских судов и судов, осуществляющих навигацию в акваториях с повышенными экологическими требованиями.
Создание новой техники потребовало от «ЦНИИ СЭТ» уникальных проектных решений при конструировании и производстве всей системы, а также при её испытаниях на ледоколе. В рамках этого проекта особо стоит отметить работу отдела электропривода, систем электродвижения и преобразовательной техники, а также бригаду ответственных сдатчиков филиала «ЦНИИ СЭТ» (Шиханова В.С., Шилова Р.И., Лаврову Д.С., Ханадеева А.А.), благодаря которым пропульсивный электрический комплекс был смонтирован, отлажен и настроен для надёжной работы.
В процессе ледовых испытаний гребная электрическая установка (ГЭУ) производства филиала «ЦНИИ СЭТ» показала себя положительным образом. Во многом на неё легла основная нагрузка при движении судна во льдах, так как именно такой тип пропульсивной установки может обеспечить безопасное движение и маневрирование в сложных ледовых условиях. Во время проведения испытаний гребная электрическая установка ледокола штатно отработала во всех режимах и показала себя надёжным электротехническим комплексом. В состав данной установки входят: два гребных электродвигателя мощностью 3500 кВт каждый, два преобразователя частоты, главное электрораспределительное устройство, система управления гребной электрической установкой, источник бесперебойного питания, система управления судовой электростанцией.
Специалисты филиала «ЦНИИ СЭТ» во время проведения ледовых испытаний наравне с командой ледокола несли вахту и обеспечивали функционирование ГЭУ, а также помогали экипажу в её освоении.
«Илья Муромец» - это не первый опыт «ЦНИИ СЭТ» по оснащению судов вспомогательного флота ВМФ системами электродвижения. Предприятием также были созданы гребные электрические установки для таких проектов ВМФ РФ как: многофункциональное судно «Звёздочка»; спасательное судно «Игорь Белоусов»; буксиры проектов 22030, 745 и 23470; гидрографические суда 19910 и 19920. Также, в настоящее время «ЦНИИ СЭТ» ведёт работу по созданию ЕЭЭС с СЭД для патрульного ледокольного корабля проекта 23550.
Помимо этого стоит отметить, что данный проект (создание нового преобразователя и гребной электрической установки на его основе), стал драйвером для развития кластера предприятий работающих в области судовой электротехники, что в свою очередь повысило трудовую занятость и экономические показатели региона.
В ближайшее время «Илья Муромец» примет участие в арктическом походе боевых кораблей и судов обеспечения по маршруту Северного морского пути. Новый ледокол серьезно расширит собственные возможности материально-технического обеспечения Северного флота.
Подготовлено пресс-службой Крыловского ГНЦ для ИАА «ПортНьюс».