Государство нам поможет
В России взят курс на импортозамещение, внедрение новых технологий в судостроении и поддержку отечественных верфей. Развиваются и новые финансовые механизмы, такие как лизинг. Кроме того, готовится законопроект о приоритетном использовании судов отечественного производства в России, а Минпромторгом реализуется ведомственный проект поддержки судоходства на сжиженном природном газе.
Романсы про финансы
В настоящее время реализуется комплекс мер по обеспечению государственной поддержки приобретения (строительства) в Российской Федерации гражданских судов в рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы».
Прежде всего, это субсидирование ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также судовой утилизационный грант.
Как рассказала ИАА «ПортНьюс» начальник отдела стратегического планирования и управления департамента судостроительной промышленности и морской техники Елена Квасникова, объем субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008 - 2016 годах на закупку гражданских судов на 2018 год составляет 923 млн руб.
Объем субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга заключенными с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов в 2008 – 2016 годах на 2018 год составляет 1 млрд 639 млн 507,8 тыс. руб.
Объем субсидий российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (судовой утилизационный грант, СУГ) на 2018 год составляет 371 млн 275,8 тыс. руб.
По мнению заместителя министра транспорта России - руководителя Росморречфлота Виктора Олерского, со снижением ключевой ставки Банком России все большее значение будет принимать именно судовой утилизационный грант.
Проблема здесь заключается лишь в ограниченности финансирования этой меры поддержки, которого не хватит на всех желающих.
Еще одна мера поддержки, которая в настоящее время прорабатывается – это льготная лизинговая программа под строительство новых судов в России.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» директор дирекции морского и речного транспорта ПАО «ГТЛК» Игорь Ивашин, «существующие меры господдержки позволяют остановить рост среднего возраста флота, однако для полноценного его обновления необходимо запустить программу господдержки лизинга. По нашему убеждению, наилучший способ сделать это – внести бюджетные средства для запуска этого процесса в уставной капитал государственной лизинговой компании, специализирующейся на проектах в области транспорта, каковой является ГТЛК. Это позволит загрузить все верфи «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) и предприятий, не входящих в ее периметр, с целью максимального обновления флота к моменту пикового списания судов, ожидаемого в начале 2020-х годов».
Более подробно о перспективах лизинга в судостроении мы писали ранее >>>>
Сделано в России
Одна из новаций, которая готовится в российском законодательстве, это приоритетное использование судов, произведенных в России. Как рассказала ИАА «ПортНьюс» Елена Квасникова, в законопроекте речь идёт не об ограничениях, а тем более не о запрете эксплуатации тех или иных судов.
«Законопроект направлен на создание приоритетного права использования отечественной продукции, при этом он допускает возможность эксплуатации судов, построенных за пределами Российской Федерации. В настоящее время законопроект согласован с Минтрансом России и Минэнерго России. После получения иных, предусмотренных Регламентом правительства Российской Федерации заключений, законопроект будет внесён в правительство», - пояснила представитель Минпромторга.
Минпромторгом разработаны четыре критерия, определяющих российское происхождение судна: техническая документация должна быть разработана отечественной проектной организацией, материал корпуса должен состоять на 100% из российских материалов, корпус судна должен быть сформирован на территории России, пропульсивно-движительная установка должна быть российского производства. Впрочем, по последней позиции министерство готово смягчить подход в диалоге с рынком.
Дать газу
Актуальной темой, особенно для Балтийского бассейна, входящего в зону особого контроля за выбросами с судов (ECA), является внедрение газомоторного судового топлива и строительство соответствующего бункеровочного флота.
Минпромторгом России реализуется ведомственный проект «Развитие газотопливного флота для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях». Реализация проекта (бюджетная часть) осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы». Сроки реализации: ноябрь 2017 – декабрь 2025 годов.
Как рассказала Елена Квасникова, проект включает ряд мероприятий, таких как НИОКРы на разработку инновационных образцов судов, необходимого оборудования, технологий, а также создание экспериментальных образцов оборудования и техники и проведение их опытной эксплуатации, предоставление субсидий на строительство судов на российских верфях.
Успешная реализация всех мероприятий проекта, по расчетам министерства, позволит обеспечить рост числа газотопливных коммерческих судов (включая транспортные и пассажирские суда, суда-бункеровщики, плавучие бункеровочные базы, суда служебного и вспомогательного флота), произведенных на территории Российской Федерации, до 38 единиц к 2030 году при доле отечественных комплектующих в них более 50%, а также увеличить число переподготовленных и сертифицированных специалистов по работе с газовым топливом до 800 человек.
По трем мероприятиям ведомственного проекта уже состоялся открытый конкурс на выполнение НИОКР, победителем по данным мероприятиям стал Крыловский государственный научный центр. Более подробно об этом мы писали ранее >>>>
В настоящее время реализуются три опытно-конструкторских работы (сроки реализации: до октября 2019 года): «Модернизация, перевод на ГМТ и проведение опытной эксплуатации судна с газотопливной энергоустановкой, работающей на СПГ, для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях на базе НИС «Профессор Павловский»; «Разработка, создание экспериментального образца и опытная эксплуатация судна-бункеровщика СПГ для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях»; «Создание технологии для решения задач логистической поддержки сервиса бункеровки судов ГМТ и определения необходимого состава бункеровочной инфраструктуры на внутренних водных путях Российской Федерации».
Минтрансом России также подготовлена Государственная программа Российской Федерации «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения» (подпрограмма «Морской и речной транспорт»).
Виталий Чернов.
Более подробно представленные темы будут обсуждаться в ходе XI Всероссийского Форума «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг», который пройдет в Санкт-Петербурге 21-22 июня 2018 года.
В ходе форума Елена Квасникова выступит с докладом, в котором подробно опишет меры, принимаемые министерством, для поддержки отечественного судостроения.
Со своей стороны, представители ГТЛК осветят вопросы, связанные с лизинговыми схемами финансирования строительства судов.