На фоне возрастающей геополитической напряженности российское судостроение продолжает все более тесно интегрироваться с историческим партнером в этой области – Финляндией. Ранее российская ОСК консолидировала под своим контролем судостроительный завод Arctech, а теперь российскую компанию «Транзас» приобрела финская Wartsila.
Обменялись данными
Россия и Финляндия сотрудничали в судостроительной сфере (прежде всего, в ледоколостроении) еще с советских времен. В конце 2014 года российская «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) консолидировала 100% акций расположенного в Хельсинки судостроительного предприятия Arctech, которое активно задействуется в исполнении заказов ОСК.
Теперь о покупке компании российского происхождения «Транзас», специализирующейся на разработках в сфере электронной навигации, тренажеров и др. инновационной продукции для судоходства, заявила финская корпорация Wartsila. В сообщении корпорации указано, что приобретение «Транзаса», который был оценен в $210 млн, сделано в рамках стратегии по разработке и созданию т. н. «экосистемы» Smart Marine Ecosystem («Умных морских экосистем») по взаимодействию судов и портовых терминалов на основе интеграции баз данных и облачных технологий. Создание такой «экосистемы» позволит снизить издержки, связанные с взаимодействием судов и терминалов, сократить время проведения соответствующих операций и оптимизировать уровень потребления судового топлива. Другими словами, речь идет об автоматизации процесса обмена информации, что, при должной организации бизнес-процессов, позволит кратно сократить временные и финансовые расходы при проведении портовых и логистических операций. Внедрение подобных систем позволит значительно увеличить привлекательность морского транспорта и станет конкурентным преимуществом для тех, кто первым пойдет по этому пути.
«Транзас» в 2017 году представил в Санкт-Петербурге первый в мире полностью интегрированный комплекс решений для е-Навигации, реализующий на практике стратегию THESIS (Transas Harmonised Eco System of Integrated Solutions). THESIS обеспечивает взаимодействие и обмен данными между судном, службами управления движением судов, береговыми службами и операционными центрами судоходных компаний в режиме реального времени. Основой THESIS является платформа, которая позволяет осуществлять удаленное управление административными процессами как для отдельного судна, так и для целого флота судоходной компании.
При этом THESIS уже имеет опыт практического внедрения: более 20 судов ледового класса ARC, предназначенных для работы на проекте «Ямал СПГ», оснащены или находятся в процессе оснащения навигационным оборудованием «Транзас».
В порту Сабетта специалистами «Транзаса» также устанавливается Система управления движением судов (СУДС), которая обеспечивает мониторинг прибрежной зоны и беспрерывную навигационную помощь для всех судов при прохождении Обской губы и заходе в акваторию порта.
Кроме того, «Транзас» в начале апреля 2018 года планирует представить новое программное обеспечение и пакет услуг под названием A-Suite, который будет доступен на новейшей платформе электронной картографической навигационной информационной системы «ЭКНИС Транзас». Система позволит оптимизировать взаимодействие вахтенного с судном и береговыми службами.
Отметим, что в последнем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин заявил о необходимости прорыва для российской экономики. В сфере судостроения это должно выразиться, в том числе, в создании и освоении новейших технологий безэкипажного судоходства, электронной навигации и автоматизации.
Приобретение «Транзаса» финской стороной позволит нарастить компетенции в этой сфере благодаря обмену опытом, а в перспективе может способствовать и локализации производств Wartsila в России.
Заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николай Шабликов в беседе с ИАА «ПортНьюс» отметил, что «российская компания, несомненно, интересна зарубежной корпорации как высокотехнологичный актив».
Генеральный директор ЦНИИМФ Сергей Буянов высказал свое мнение о том, что данная сделка для Wartsila станет благоприятной в части расширения бизнеса, поскольку Transas является успешным поставщиком цифрового оборудования. «Это укрупнение бизнеса Wartsila, выход на новые рынки сбыта, в том числе, в России», - добавил собеседник ИАА «ПортНьюс».
Отметим, что «Транзас» не является единственной компанией в России, занимающейся вопросами инноваций в сфере судоходства и судостроения. Так, над подготовкой проекта создания безэкипажного грузового судна работают Крыловский государственный научный центр, ЦНИИМФ, Институт океанологии РАН, Судостроительный центр «Эверс». В 2019 году предполагается сформировать технические задания на строительство судна и берегового центра управления.
Кроме того, автоматизацией земснарядов и разработкой безэкипажного земснаряда занимается компания «Нониус». В перспективе в этом сегменте также предполагается объединение беспилотных земснарядов в интеллектуальную сеть-«экосистему», а также освобождение соответствующих автоматических модулей от привязки к производителям самих судов с целью обеспечения универсальности их применения.
Можно сказать, что интерес ведущих иностранных компаний к российским предприятиям, которые занимаются разработкой инновационных решений для судоходства и сопутствующих областей, свидетельствует о высоком уровне соответствующих компетенций, имеющихся в России.
Виталий Чернов.