Президент России Владимир Путин обозначил приоритетные направления развития транспортной инфраструктуры: это увеличение пропускной способности железных дорог в направлении южных и дальневосточных портов, рост перевозок по Севморпути, инновации в сфере судоходства и судостроения, экология. В то же время, президент отдельно не остановился на проблемах внутреннего водного транспорта, которых еще остается достаточно много, а также развития сухопутных подходов к арктическим портам.
Железные слова
Отставание развития железнодорожной инфраструктуры от портовой – одна из главных проблем отрасли. Неудивительно, что Владимир Путин в послании Федеральному Собранию сделал на этом акцент. По его словам, стоит задача увеличить пропускную способность железнодорожных подходов в направлении портов Азово-Черноморского более чем в 1,5 раза - до 131 млн тонн в год.
Действительно, потребность в перевалке через порты данного бассейна значительно превышает существующие объемы. Прежде всего, речь идет о сухогрузах, таких как уголь, зерно и др. Как ранее отметил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, дефицит сухогрузных портовых мощностей в Азово-Черноморском бассейне составляет 53 млн тонн в год. Сократить дефицит позволит реализация проекта сухогрузного района порта Тамань, рассчитанного на перевалку более чем 90 млн тонн грузов в год. Развиваются и существующие мощности. Так, масштабные планы развития имеются у «Новороссийского комбината хлебопродуктов» и компании «ОТЭКО». При реализации всех заявленных планов мощность портов бассейна может вырасти на 130-150 млн тонн в год, что диктует необходимость соответствующего развития пропускной способности железнодорожных подходов.
Не менее масштабные планы по развитию портовых мощностей имеются и на Дальнем Востоке, здесь также речь идет, в первую очередь, об угле и зерне.
Исходя из потребностей грузоотправителей, к 2020 году совокупный дефицит мощностей портов Дальневосточного федерального округа оценивается в 70 млн тонн в год, в том числе 66,5 млн тонн в год по навалочным грузам и 3,5 млн тонн по зерновым грузам, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Это требует расширения пропускной способности БАМа и Транссиба. По словам президента, она должна в течение 6 лет вырасти в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год.
По ранее утвержденному проекту, пропускная способность этих магистралей к 2020 году должна вырасти на 66 млн тонн в год, из них более 30 млн тонн в год должны приходиться на грузоотправителей Дальнего Востока
Помимо экспортно-импортных операций, расширение пропускной способности БАМа и Транссиба необходимо для развития контейнерного транзита Азия-Европа. По словам Владимира Путина, объём транзитных контейнерных перевозок по российским железным дорогам должен увеличиться почти в четыре раза.
Между тем, в послании президента не было сказано о развитии железнодорожной инфраструктуры в Северном бассейне, таких проектах, как Белкомур или Северный широтный ход.
Северным путем
Зато внимание было уделено непосредственно перевозкам по Северному морскому пути, которые, по словам президента, должны возрасти до 80 млн тонн в год к 2025 году. Отметим, что за 2017 год объем перевозок по Севморпути составил почти 10 млн тонн в год. Основным драйвером стала отгрузка нефти с Новопортовского месторождения в объеме 6 млн тонн в год. После выхода на полную мощность проекта Ямал-СПГ к этому объему добавится еще 16 млн тонн сжиженного газа в год.
Однако для того, чтобы выйти на целевой показатель в 80 млн тонн в год, придется также привлекать транзитный грузопоток и выводить в Арктику промышленные грузы с Урала и других регионов, что потребует дополнительных инвестиций в железнодорожные подходы. Так, например, имеются планы по созданию сухогрузных терминалов в порту Сабетта с перспективным грузооборотом порядка 70 млн тонн в год.
Кроме того, по оценкам «Атомфлота», дополнительная потребность в новых ледоколах для Северного морского пути к 2025 году (без учета строящихся) составляет не менее 9 ед. При этом на европейском направлении Севморпути к 2025 году потребуются дополнительно порядка четырех ледоколов мощностью 40 МВт, а на восточном - пять, из которых два - мощностью 60 МВт - необходимо запустить в работу к 2025 году, а три – по 120 МВт – желательно иметь при росте грузопотока в Азию в объеме более 50 млн тонн в год.
Ресурс действующего атомного ледокольного флота будет полностью исчерпан к 2035 году. В настоящее время заказаны три атомных ледокола, которые должны быть введены в строй в 2019-2021 годах.
Что касается транзита, то в настоящее время его доля в общем объеме грузоперевозок по Севморпути незначительна и по итогам 2017 года составила менее 200 тыс. тонн. Между тем, мировые судоходные компании продолжают изучать возможности перевозок по арктической трассе.
Так, первый транзитный проход судна Cosco Shipping состоялся еще в 2013 году, с тех пор компания использует этот арктический маршрут каждый год с нарастающей интенсивностью.
Maersk также рассматривает возможности организации рейсов по Севморпути. Так, компания рассматривает возможность проводки по Северному морскому пути контейнеровозов ледового класса вместимостью по 3,5 тыс. TEUs.
Также судоходством по арктической трассе интересуется компания Oldendorff Carriers, два судна которой прошли летом 2016 года транзитом из Канады в Финляндию с грузом угля более 70 тыс. тонн каждый. Помимо этого Северным морским путем интересуются компании Dynagas, Jan De Nul, Hansa Heavy Lift и др.
Более подробно о ситуации на Севморпути и его перспективах читайте в интервью с и.о. руководителя Администрации Севморпути Сергеем Кукушкиным, опубликованном ранее ИАА «ПортНьюс» >>>>
Без экипажа
Отдельно Владимир Путин остановился на вопросах продвижения инноваций в сфере судоходства и судостроения. По его словам, одна из приоритетных задач развития отрасли – это внедрение инновационных решений в области цифровой навигации и разработок беспилотников.
Напомним, что в рамках Национальной технологической инициативы действует рабочая группа «МариНет», которая специализируется на данных вопросах.
Если говорить о цифровой навигации, то в настоящее время группа «Кронштадт» в кооперации с партнерами продолжает работу по изучению международного опыта внедрения е-Навигации в тех странах, где эта технология успешно используется в последние годы, и, вместе с тем, разрабатывает и насыщает компонентами собственную, первую в России тестовую акваторию в границах Восточной части Финского залива, реки Невы, Ладожского озера и части реки Свирь.
В сфере безэкипажного судоходства уже создано безэкипажное учебное судно. Следующий шаг – это создание полноценного безэкипажного грузового судна, над которым работают Крыловский государственный научный центр, ЦНИИМФ, Институт океанологии РАН, Судостроительный центр «Эверс». Для реализации проекта планируется создать консорциум, в который войдут эксплуатанты, проектировщики и разработчики. Ожидается, что консорциум появится в 2018 году после того, как будут определены заказчики подобных судов и с ними будут заключены соответствующие договоры.
Проект судна планируется подготовить в 2019 году. На первом и втором этапах предусмотрено разработать информационную модель и концепцию автономного мостика, в 2018 году - разработать проект судна и берегового центра управления, а также сформировать предложения по дополнению законодательной базы для эксплуатации безэкипажных судов. В 2019 году предполагается сформировать технические задания на строительство судна и берегового центра управления.
Первые безэкипажные суда планируется использовать в каботажных перевозках, для транспортировки радиоактивных отходов и на Северном морском пути (Севморпути).
Внутренние водные проблемы
Владимир Путин, однако, не упомянул вопросы, связанные с внутренним водным транспортом, в то время как неразрешенные проблемы здесь еще остались. Среди них наиболее острой является проблема тарифов на железнодорожные перевозки в период навигации. Она состоит в том, что железная дорога, испытывая давление со стороны трубопроводного и автомобильного транспорта, вынуждена отбирать грузы у водного путем занижения тарифов. Впрочем, ранее Владимир Путин уже высказался на эту тему, указав на необходимость создания механизма, при котором представители правительства в советах директоров соответствующих компаний должны продвигать единую государственную политику на этот счет во избежание подобных перекосов. Однако о конкретных мерах в этой связи пока неизвестно, в то время как навигация 2018 года уже приближается.
Другая проблема – это финансирование содержания внутренних водных путей, которое в настоящее время находится на уровне около 70% от нормативного.
Несомненно, что направления, указанные в президентском послании, могут лечь в основу обновленных стратегических документов и госпрограмм.
Виталий Чернов.