С портов по зернышку
Экспорт зерновых из России бьет рекорды. Между тем, для вывоза такого количества зерна остро не хватает специализированных портовых мощностей, флота и сопутствующей инфраструктуры. Крупнейшая инфраструктурная и трейдинговая зерновая компания России ОЗК планирует осуществить масштабные инвестиции в создание терминалов и строительство судов для экспорта зерна, однако эффект от них будет виден не раньше, чем через пять лет.
По всем фронтам
Экспорт зерновых из России в 2016-2017 сельскохозяйственном году, по данным Минсельхоза, достиг рекордного показателя в 35,5 млн тонн, а в 2017-2018 году ожидается на уровне 45 млн тонн. Однако для вывоза зерна остро необходимо строить специализированные глубоководные терминалы.
Основной поток зерновых проходит через порты Южного морского бассейна. Здесь «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) работает через терминал «Новороссийского комбината хлебопродуктов» (НКХП). В настоящее время реализуется инвестпрограмма развития терминала. Как рассказал в ходе Международной конференции ShippingRu 2018 в Москве исполнительный директор по транспортной логистике и инвестициям ОЗК Николай Архипов, по прогнозу в 2018 году грузооборот терминала вырастет примерно на 16% в сравнении с показателем 2017 года - до 7,1 млн тонн, а в перспективе, благодаря развитию железнодорожной инфраструктуры, объем перевалки предполагается довести до 12 млн тонн в год.
В то же время, по мнению выступившего в ходе конференции директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морское строительство и технологии» (Морстройтехнология) Александра Головизнина, создание новых специализированных зерновых терминалов в Новороссийске и в малых устьевых портах Азово-Черноморского бассейна затруднено из-за инфраструктурных ограничений.
Кардинально проблему нехватки зерновых мощностей в Южном бассейне сможет решить лишь реализация проекта по созданию сухогрузного района порта Тамань, однако на это потребуется время.
В Балтийском бассейне также имеются проблемы, связанные с инфраструктурными ограничениями, при этом, по мнению экспертов, конъюнктура зернового рынка сделала этот регион интересным для создания экспортных мощностей (в отличие от предыдущих лет).
Какие-то небольшие объемы переваливаются в Большом порту Санкт-Петербург, а через терминал «Фактор» в порту Усть-Луга можно переваливать порядка 250-300 тыс. тонн зерна в год, правда, для создания полноценного зернового терминала здесь необходимо провести дноуглубление. При этом в Усть-Луге, которая традиционно рассматривалась как место для потенциального размещения зернового терминала, стало уже слишком «тесно». Соседство с опасными грузами и необходимость соблюдения соответствующих норм по санитарным зонам делает создание полноценного зернового терминала здесь проблематичным.
Также вряд ли возможно создание зернового терминала в историческом районе Большого порта Санкт-Петербург. Зато такая возможность имеется в аванпорту Бронка, находящемся на периферии города вблизи Кольцевой автодороги и имеющем более выгодное с точки зрения логистики расположение.
Еще один вариант – это порт Приморск, однако здесь могут возникнуть вопросы, связанные с железнодорожными подходами.
Как рассказал Николай Архипов, компания ведет переговоры о возможностях размещения терминала в обоих указанных портах. Конкретные параметры проекта пока уточняются.
По оценке Александра Головизнина, на проектирование, согласование и строительство специализированного зернового терминала уйдет порядка 5 лет.
Дефицит зерновых мощностей ощущается и на Дальнем Востоке. Здесь растет объем производства зерна российскими предприятиями, также в поставках зерна через российские порты заинтересованы компании из соседних китайских провинций. По словам Николая Архипова, ОЗК уже заключены договоры с российскими и китайскими компаниями о перевалке зерна через порт Зарубино, где планируется построить специализированный терминал. Строительные работы планируется начать в 2019 году.
Если говорить о внутренних водных путях, то развитие перевозок зерна здесь связано, в основном, с поставками в Иран и Турцию. Так, ОЗК планирует заказать серию от 10 до 20 сухогрузов река-море плавания, в качестве проектов рассматриваются RSD 62 и RSD 79 «Морского инженерного бюро». Также предполагается создать небольшие элеваторы вдоль Волги и зерновой терминал в речном порту Саратова с востребованным грузооборотом около 4,5 млн тонн в год.
Наращивание экспорта российского зерна, по мнению генерального директора «Морского инженерного бюро» Геннадия Егорова, может стать и одним из главных драйверов для развития речного флота. По мнению эксперта, потребность в сухогрузных судах река-море к 2022 году составит 100-140 ед.
Виталий Чернов.