Долгий заплыв
Реконструкция портов Крыма в рамках федеральной целевой программы откладывается как минимум на два года. Причина — в разногласиях между «Крымскими морскими портами» и подрядчиками, которые вели проектные изыскания.
Где деньги, порт?
Работы по развитию крымских портов, предусмотренные ФЦП «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя» в 2015–2017 годах, оказались не выполнены. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» заместитель гендиректора ГУП «Крымские морские порты» (КМП) по инвестициям и реализации федеральной целевой программы Руслан Лисовой, в последние три года велись проектно-изыскательские работы, необходимые для реконструкции портов. Однако впоследствии выяснилось, что эти работы, как считают в КМП, были выполнены частично и некачественно, в результате чего их надо делать заново.
«Работы были выполнены с серьезными нарушениями. Подрядчики не исследовали грунт, по сути провели изыскания не в полном объеме. К примеру, в документах указано, что в конкретном месте лежит песчаный грунт, а в действительности там оказался более жесткий грунт. Весь объем проектно-изыскательских работ, выполненных в 2015–2017 годах, теперь нужно переделывать», — рассказал Руслан Лисовой.
Сейчас в арбитражном суде рассматриваются четыре иска «Крымских морских портов» к двум компаниям, которые вели эти работы. Три заявления — к симферопольской компании ООО «Производственный комплекс «Полигон» на общую сумму 343,9 млн руб., один — к петербургской фирме ООО «Плато инжиниринг» на сумму 97,4 млн руб. «Полигон» вел изыскания в портах Керчи, Евпатории и Ялты, а «Плато инжиниринг» — в Феодосии.
Обе фирмы имеют корни в петербургском бизнесе. По данным системы Kartoteka.ru, «Плато инжиниринг» в настоящий момент принадлежит «Инвестиционной группе «Индига», основным собственником которой (99%) является Виталий Южилин. Что касается компании «Полигон», в 2015 году, когда с ней заключали контракты на работу в Крыму, она была дочерней фирмой «Плато инжиниринг».
Виталий Южилин является основным собственником «Плато инжиниринг» лишь с декабря 2017 года, а в момент заключения контракта с ней, в феврале 2016 года, владельцем фирмы была президент «Управляющей компании «Морской фасад» Марина Тарасова.
Как сообщил ИАА «Портньюс» гендиректор ООО «ПК «Полигон» Георгий Посвежинный, причина недовольства «Крымских морских портов» качеством выполненных работ, в действительности, не может быть связана с их качеством, так как все проектно-изыскательские работы, выполненные возглавляемой им компанией, были приняты заказчиком и получили положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России». Достоверность определения сметной стоимости также подтверждена положительными заключениями государственной экспертизы. По его словам, «Крымские морские порты» рассчитались с ООО «ПК «Полигон» частично и до сих пор должны около 50 млн руб. за выполненные работы.
«Есть ощущение, что эти судебные споры за полгода не разрешатся, и если Крымские морские порты будут дожидаться решений арбитражного суда, то сроки выполнения ФЦП, в части объектов портовой инфраструктуры, будут сорваны, — отметил Посвежинный. - Странно, что, выражая претензии к подрядчику, ГУП «КМП» не учитывает экспертные выводы, сказал глава фирмы».
В компании «Плато инжиниринг» прокомментировали, что наличие заключения Главгосэкспертизы «позволяет заказчику — ГУП РК «КМП» — обеспечить начало работ по строительству и реконструкции объектов в пределах лимитов финансирования, предусмотренных ФЦП». Несмотря на это, в конце 2017 года КМП в одностороннем порядке отказались от исполнения контрактов, говорится в заявлении.
При этом в рамках судебных споров, инициированных «Крымскими морскими портами», подрядчики требуют взыскать с КМП деньги за выполненные, но не оплаченные работы.
Согласно порталу госзакупок, с этими фирмами у КМП было заключено в общей сложности четыре контракта на общую сумму 357,7 млн руб. Сумма исков превышает стоимость контрактов, поскольку КМП хочет взыскать с подрядчиков сумму неосновательного обогащения и пени за пользование деньгами.
Компании делали проектную и рабочую документацию для реконструкции пассажирских и грузовых причалов, оградительных молов, других гидротехнических сооружений и для укрепления берегов.
Начало реконструкции во всех портах было запланировано на 2017 год, однако теперь из-за судебных споров руководство КМП решило перенести их на 2019 год, сообщил Руслан Лисовой.
Теперь, чтобы реконструкция стала возможной хотя бы в 2019 году, КМП необходимо заново провести проектные изыскания. Однако предприятие не может просто объявить новые конкурсы и нанять новых подрядчиков. Во-первых, деньги ФЦП, предусмотренные на эти цели, частично уже израсходованы на оплату услуг предыдущих исполнителей. А во-вторых, предприятию необходимо сначала выиграть суды с этими исполнителями, чтобы доказать свою правоту и взыскать деньги.
Для решения этой проблемы в КМП готовят новую концепцию реконструкции портов, которая предполагает использование собственных средств предприятия для оплаты проектно-изыскательских работ. Сотрудники КМП пока не готовы поделиться деталями концепции, поскольку этот документ еще не прошел согласование в Минтрансе РФ и Минэкономразвитии РФ, которое курирует ФЦП.
«Если концепцию примут, то независимо от исхода судебных споров мы сможем заняться другими объектами, и проектирование сделаем уже за свой счет», — сказал Руслан Лисовой.
Александр Аликин.
Вопросы реконструкции в портах России будут подробно рассматриваться на Конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» >>>>