Первый портовый терминал в России LouisDreyfus открылся в этом году в Азовском районе Ростовской области. О строительстве, текущей и перспективной работе региональному корреспонденту ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ООО «Агропорт «Устье Дона» Алексей Ткаченко.
— Алексей Викторович, как долго продолжалось строительство терминала?
— ООО «Компания Луис Дрейфус Восток» приобрела объект незавершенного строительства в августе 2015 года, а уже в декабре 2016 года было получено разрешение от администрации Азовского района на ввод погрузочного терминала в эксплуатацию.
Была проведена корректировка первоначального проекта терминала. В частности, увеличены мощности единовременного хранения сельскохозяйственной продукции с 30 до 50 тыс. тонн, добавлен автоприем зерна, внутренние площадки отстоя автотранспорта. Кроме того, была добавлена лаборатория как отдельно стоящее здание.
В марте 2017 года было издано постановление правительства РФ о включении территории нашего погрузочного терминала в границы морского порта Азов.
Наконец, 8 сентября состоялась межведомственная комиссия по проверке соответствия морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории нашего терминала требованиям к строительству, реконструкции,оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного ииных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. То есть в ближайшие дни должен начать функционирование пункт пропуска на территории нашего терминала! Это позволит ООО «Агропорт «Устье Дона» принимать под погрузку суда с иностранным флагом и экипажем.
—Когда состоялось официальное открытие зернового терминала?
— Первые машины с зерном в целях проведения пуско-наладочных работ были приняты еще в феврале 2017 года. В апреле была осуществлена отгрузка на первое судно. Официальное же открытие погрузочного терминала «Агропорт «Устье Дона» состоялось 2 мая 2017 года при участии губернатора Ростовской области Василия Голубева и председателя Совета директоров холдинга Louis Dreyfus B.V. Маргариты Луи-Дрейфус.
— Каков был объем инвестиций в проект? Это были частные средства или имело место и государственное участие, например, при выполнении дноуглубительных работ и строительстве подъездной автодороги?
— Для реализации проекта привлекались только частные средства компании. Общий объем инвестиций, вложенных в строительство, составил 2 млрд руб.
При этом на уровне администрации Ростовской области и Азовского района мы всегда находили поддержку, все вопросы решались в оперативном режиме. Строительство погрузочного терминала в Азовском районе входило в 100 губернаторских инвестиционных проектов по развитию Ростовской области. На сегодняшний день нам осталось реализовать по этой программе только пункт пропуска, и проект будет полностью завершен.
Кроме того, ООО «Агропорт «Устье Дона» является участникомфедеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020гг.)». Там тоже дело осталось за пунктом пропуска.
— Вы являетесь дочерней структурой Louis Dreyfus Company. Это первый реализованный портовый проект в России?
— Компания Луис Дрейфус существует более 160 лет, является одним из лидеров в сфере продаж и переработки агропродукции в мире.
Еще в царской России Dreyfus имел свои портовые мощности в Ростове-на-Дону.
Компания вернулась в Россию около 20 лет назад как зернотрейдер и, поработав 20 лет в торговле, организовала проект по строительству погрузочного терминала для хранения и перевалки зерна. ООО «Агропорт «Устье Дона» — это первый собственный портовый проект Компании Луис Дрейфус всовременной России. Помимо этого у компании есть порядка девяти собственных линейных элеваторов на Юге России.
— До этого Louis Dreyfus работал только через глубоководные порты России?
— Нет, отчего же. До этого работали как через глубоководные порты России, так и через мелководные, в том числе в г. Ростове-на-Дону и Азове. В среднем в сельскохозяйственный год (Вы знаете, что год на год не приходится, было и эмбарго) через глубоководные порты Dreyfus отгружал 1,5-2 млн тонн, а через мелководные проходило до 500 тыс. тонн.
— Что включает в себя зерновой терминал «Агропорт «Устье Дона»?
— Терминал включает лабораторию на два проезда с весами и пробоотборниками, три автоприема зерна, 10 силосов, вместимостью по 5 тыс. тонн каждый, два причала общей длиной 300 м, административное здание и все сопутствующие вспомогательные объекты, такие как, например, система очистки ливневых сточных вод, система очистки бытовых стоков, пожарные емкости.
— На какой объем перевалки рассчитаны мощности терминала?
— Мощности терминала ООО «Агропорт «Устье Дона» позволяют обрабатывать 700-800 тыс. тонн в год, при этом абсолютно реально и увеличение до 1 млн тыс. тонн.
— С каким флотом работаете?
— В настоящее время обслуживаются только суда под российским флагом.Флот полностью зафрахтованный, собственного нет. Обслуживаем суда водоизмещением 3-5 тыс. тонн.
Сейчас 95% флота – это каботажные суда, следующие в порт Кавказ. Конечно, можем и осуществить погрузкунаэкспорт с/х продукции в Турцию или Египет, но судно должно быть под российским флагом.
Когда начнется спад сезона каботажного судоходства в октябре, будет очень важно работать с иностранными судами. Эта проблема и сейчас ощущается, но справляемся.
Поэтому ожидаем результатов Межведомственной комиссии для начала функционирования пункта пропуска через гос. границу РФ.
— Какова глубина у причала Агропорта?
— Глубина у причала в зависимости от ветровых явлений колеблется от 5 до 5,3 м. Работы по дноуглублению для нас производила земснарядом компания ООО «Портострой».
Объем дноуглубления составил 340 тыс. куб. м.
— Как осуществляется доставка зерна на терминал?
— Доставка зерна производится только автотранспортом. Мы построили подъездную автомобильную дорогу в порт длиной 4,5 км. Железной дороги у нас пока, к сожалению, нет.
— Сколько человек сегодня работает на предприятии?
— Наш штат составляет 84 человека. Набрали коллектив с нуля. Уже полгода работаем, ни один человек не уволился! Преимущественно работают люди из Азова и близлежащих поселков, немного ростовчан.
Надо отметить, что компания очень много внимания уделяет безопасности и охранетруда. Помимо обязательного исполнения законодательных требований РФ, есть собственные стандарты. Регулярно проводим инструктажи, дни охраны труда.
— А экологические стандарты есть в компании?
— К экологии очень серьезно относимся. Безусловно, мы выполняем экологические нормы Российской Федерации. Но и идем дальше. Например, у нас был уже согласованный проект строительства очистных сооружений. Он нам не понравился ввиду ряда моментов, которые технологически было трудно осуществить, и мы сознательно пошли на увеличение стоимости строительства и реализовали другой проект. Если изначально предполагалось строительство дождеприемника на 300 куб. м, мы построили дождеприемник на 2000 куб. м, поскольку по нашим расчетам в первоначальном варианте его емкости не хватило бы.
На предприятии установлено современное оборудование по очистке бытовых, дождевых вод, все сбросы проходят очистку, за этим ведется строгий контроль.
— Какой объем груза перевален с момента запуска терминала?
— Всего в 2017 году обработано 244 тыс. тонн (по состоянию на 14 сентября 2017 года). Но мы, как сотрудники сферы обработки и хранения зерна, обычно считаем не календарный, а сельскохозяйственный. В этом с/х году (с 1 июля 2017 года) перевалено 117 тыс. тонн нового урожая.
Терминал готов уже сейчас обрабатывать 700-800 тыс. тонн. Единственная задержка связана с возможностью грузить суда с иностранным флагом.
Если в скором времени откроется пункт пропуска на терминале и у нас будет возможность принимать суда под иностранным флагом, мы обеспечим перевалку 500-600 тыс. тонн с/х продукции в этом году.
— В случае каких-то ограничений на государственном уровне, изменении конъюнктуры, порт готов обрабатывать другие грузы, не зерновые?
— Порт готов к обработке сыпучих грузов, кроме опасных, грузов в биг-бэгах, тарно-штучных.
При этом мы настроены в первую очередь на перевалку зерновые культур, чтобы компания оправдала свои ожидания. Надо отметить, для LouisDreyfus открытие портового зернового терминала в России – это большой импульс, активно заработал коммерческий офис в Ростове-на-Дону.
Одновременно и правительство России заинтересовано, чтобы большой урожай зерна был реализован, не пропал. У нас регулярно проходят совещания по ускорению вывоза.
Последний месяц терминал работает на пределе емкости хранения, мы постоянно балансируем на грани наполнения.
— При необходимости есть возможность построить дополнительные мощности хранения, причалы?
—У нас территория 20 га земли, а застроено 4,5 га. То есть15 га свободны. Есть куда расти!
Беседовала Елена Ткачева.