• 1 сентября 2017

    Железные кони скачут в Петербург

    Известные макроэкономические и геополитические события привели к невостребованности портовых мощностей по перевалке легковых автомобилей в порту Усть-Луга. При этом их оставшийся поток идет через Большой порт Санкт-Петербург – ММПК «Бронка», «Петролеспорт» и Рыбный порт. Новороссийск остается востребованным для ввоза новых автомобилей для южных регионов страны.

    Логистический традиционализм


    После девальвации рубля в 2014-15 годах российский автомобильный рынок резко «просел». Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году в России было продано около 2,49 млн легковых и коммерческих автомобилей, что оказалось на 10,3% меньше, чем по итогам 2013 года. В 2015 году было продано всего около 1,6 млн автомобилей (-35,75%). В 2016 году темпы падения авторынка сократились, было продано около 1,42 млн автомобилей (-11%). А по итогам первого полугодия 2017 года рынок впервые за эти годы продемонстрировал рост - было продано примерно 718,5 тыс. автомобилей, что на 6,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

    Хотя покупательская способность населения продолжает снижаться, тем не менее, сказывается отложенный спрос и привыкание к новому масштабу цен. При прочих равных, слабый прирост авторынка может продолжиться во втором полугодии 2017 года и в следующем году.

    Другая тенденция заключается в том, что все больше моделей автомобилей производится на территории России, что позволяет снизить их отпускную цену.

    Основной поток импортных автомобилей по-прежнему ввозится на территорию России через терминалы Северо-Запада и через Новороссийск.


    Как прокомментировала ИАА «ПортНьюс» руководитель отдела продаж логистики готовых автомобилей «GEFCO Россия»  Анна Комарова, импорт автомобилей на российский рынок имеет уже устоявшуюся структуру. Лишь некоторые автопроизводители изменяют сейчас логистические процессы, к примеру, изменяя точки входа в Россию или условий Incoterms.

    Основной рынок сбыта – это европейская часть России, а именно Москва и Санкт-Петербург, поэтому машины, попадающие в порты Северо-Западного региона и на склады в Москве автовозами имеют преимущества по дальнейшему транзитному времени доставки до конечных дилерских центров.
     
    Новороссийск же обрабатывает потоки, идущие из Турции и южной части Европы, что сокращает логистический путь и затраты, так как поставки практически всех брендов в дилерские центры юга России производятся на регулярной основе и отгрузки автомобилей из Новороссийска являются обраточными рейсами для автовозов.

    Также, по словам эксперта, популярность использования обозначенных маршрутов связана с имеющейся развитой инфраструктурой, которая позволяет качественно и быстро осуществляет все необходимые операции по обработке машин.

    Петербургская «конюшня»


    В годы, предшествовавшие падению авторынка, на Северо-Западе были реализованы крупные инвестпроекты по созданию автомобильных терминалов. Однако непредвиденные события 2014 года привели к тому, что эти мощности оказались невостребованными и перепрофилированы под другие виды грузов.

    Прежде всего, речь идет о терминалах в порту Усть-Луга: «Новая Гавань» (группа «РТЛ») и «Юг-2» («Морской торговый порт Усть-Луга»). В настоящее время данные терминалы работают с генгрузами, контейнерами и иными Ro-Ro грузами.

    Перепрофилирован и терминал в Большом порту Санкт-Петербург (ОАО «Морской порт Санкт-Петербрг»). Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе АО «Морской порт Санкт-Петербург», в настоящее время легковые автомобили компания не обрабатывает, что обусловлено сложившейся конъюнктурой российского автомобильного рынка. Однако  стивидор перегружает более 80 тыс. тонн (по данным за I полугодие 2017 года) другой накатной техники, включая спецтехнику, автопоезда, грузовики и т.п. Перегрузка осуществляется в основном на Rо-Rо терминале Второго района порта.

    «В результате мы сконцентрировались на другом, перспективном для нас, грузе – контейнерах. В декабре прошлого года МП СПб открыл контейнерный сервис, который помимо стандартных операций по перевалке включает дополнительные услуги. Ранее на причалы компании контейнеры приходили в качестве дополнения к проектным, тяжеловесным и негабаритным грузам, а также небольшими партиями на неспециализированных судах. Сейчас в МП СПб работает линия Sea Connect», - рассказали в компании. Таким образом, с начала 2017 года контейнеры показали значительный рост — их перевалка увеличилась почти в 3 раза, до 11,9 тыс. TEUs через площадку «Морского порта Санкт-Петербург» (не включая «Контейнерный терминал Санкт-Петербург).


    Как пояснил ИАА «ПортНьюс» член совета директоров группы «РТЛ» Константин Сковорода, наблюдающийся рост автомобильного рынка приходится, в основном, на машины, собирающиеся на территории России. Поэтому роста грузопотока импортных автомобилей порты не ощутили.

    По ориентировочным оценкам ИАА «ПортНьюс», доля импорта в общем объеме продаж новых автомобилей не превышает 15%.  

    В этих условиях жесткую конкуренцию за импортный автомобильный поток из терминалов, традиционно работавших с автомобилями до кризиса, выдержал «Петролеспорт» (Toyota) и «Рыбный порт», а на юге – порт Новороссийск.

    Отдельно стоит выделить новый терминал «Порт Бронка», которому удалось переориентировать на себя поток автомобилей Wolkswagen из Большого порта Санкт-Петербург. На наш взгляд, в случае роста потока импортных автомобилей в Россию он придется, преимущественно, на «Порт Бронка», как наиболее выгодно расположенный терминал, имеющий большие резервные площади. Пропускная способность I очереди «Порта Бронка» позволяет обрабатывать 260 тыс. ед. Ro-Ro грузов.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен