По итогам первого полугодия 2017 года Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии перевалили 1 317 490 TEUs, включая порожние контейнерa, не считая трансшипмента.
В данном обзоре, предоставленном ИАА «ПортНьюс» компанией Informall BG, рассматриваются данные только по груженым контейнерам, которые были переработаны указанными странами в количестве 992 409 TEU. В результате, общий рост в регионе по груженым контейнерам в первом полугодии 2017 года составил 12,94% по сравнению с первым полугодием 2016 года.
Объемы Черноморского региона в первом полугодии 2017 – первом полугодии 2016 годов, груженые TEU
Если рассматривать каждую страну в отдельности, то очевидно, что рост по груженым контейнерам был зафиксирован во всех странах Черноморского региона. Наибольший рост по итогам первого полугодия 2017 года показали Россия, Грузия и Украина – 22,65%, 17,52% и 8,64% соответственно.
Объемы груженых контейнеров по странам, TEU
1 полугодие 2017 |
1 полугодие 2016 |
Рост |
|
Россия |
286 130 |
233 285 |
22,65% |
Украина |
273 986 |
252 202 |
8,64% |
Румыния |
237 678 |
221 449 |
7,33% |
Грузия |
107 504 |
91 478 |
17,52% |
Болгария |
87 111 |
80 298 |
8,48% |
Всего |
992 409 |
878 712 |
12,94% |
Среди общего объема груженых контейнеров, обработанных регионом по итогам первого полугодия 2017 года, 54,00% составляет импорт, 46,00% - экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 75,33% к 24,67%.
54,00% в Черном море составляет импорт
По итогам первого полугодия 2017 года по сравнению с первым полугодием 2016 года объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 6,47%. Грузия показала рекордный рост экспортных объемов за период – 24,93%. Во всех странах региона наблюдался рост груженого экспорта, в России и Румынии он составил 14,52% и 9,88% соответственно. Что касается импорта в регион, то он увеличился на 19,10%, в основном за счет роста импорта в Россию на 28,37%. В Украине, Грузии и Болгарии наблюдался рост импорта – 24,13%, 16,03% и 13,24% соответственно%.
В России рекордный рост импортных объемов за период –28,37%
Таким образом, доли стран в общей переработке груженых контейнеров в первом полугодии 2017 года распределились следующим образом: Россия – 28,83%, Украина – 27,61%, Румыния – 23,95%, Грузия – 10,83%, Болгария – 8,78%.
Доли стран Черноморского региона в общем объеме груженых контейнеров
По результатам общей переработки контейнеров по итогам первого полугодия 2017 года по сравнению с первым полугодием 2016 года первая пятерка контейнерных терминалов региона практически не изменилась. DPW (Констанца) сохранил первое место, КТО (Одесса) остался на третьем месте, APMT Поти (Грузия) был четвертым. НЛЭ (Россия) опустился со 2-го на 5-е место, а НУТЭП (Россия) поднялся с пятого на второе место. При этом все крупнейшие терминалы региона показали рост объемов переработки, кроме НЛЭ и DPW, где объемы упали на 5,53% и 2,85%.
Доли Черноморских Терминалов по итогам первого полугодия 2017 года
Что касается линейных операторов в рассматриваемом регионе, то по итогам первого полугодия 2017 года состав лидеров изменился: Maersk Line, MSC, ARKAS, CMA CGM и COSCOCS. ARKAS потеснил CMA CGM c 3-го на 4-е место. Maersk Line сохранил лидерство. В результате слияния CSCL и COSCO, объединенный линейный оператор стал пятым по величине перевозчиком в регионе. В совокупности перечисленные линии контролируют на Черном Море 74,08% рынка в общем объеме груженых контейнеров.
MAERSK, MSC, ARKAS, CMA CGM и COSCOCS контролируют 74,08% рынка
Доли Линий Черного Моря в общем объеме груженых контейнеров по итогам первого полугодия 2017 года
Общая доля рынка MAERSK и MSC по итогам первого полугодия 2016 составляла 45,19%, тогда как в первом полугодии 2017 она выросла на 0,23 п.п. и составила 45,42%. Общая доля CSCL и COSCO в первом квартале 2016 составляла 7,16%, но уже в первом квартале 2017 она выросла на 1,24 п.п. и составила 8,40%. Стоит также отметить, что в первом полугодии 2017 года, по сравнению с первым полугодием 2016 года, CMA CGM потерял 1,65 п.п. доли рынка, в то время как ARKAS нарастил долю рынка на 0,62 п.п., что позволило ему стать третьим перевозчиком в Черноморском регионе. PIL прекратил свою деятельность в Черном море.
Рейтинг контейнерных линий в Черном море 1 полугодие 2017 – 1 полугодие 2016
Рейтинг составлен на основе данных по груженым контейнерам, без учета трансшипмента.
Рекордные показатели прироста доли рынка (в % от доли рынка) в Черном море показали EMC 2,10 п.п., COSCOCS 1,24 п.п. и ARKAS 0,62 п.п. При этом рекорд падения показали CMA CGM -1,64 п.п., OOCL -0,61 п.п. и YML -0,57 п.п. PIL приостановил деятельность в Черном море, APL объединился с CMA CGM.
Линия |
Место, Черное море, 1полугодие 2017 |
Место, Черное море, 1полугодие 2016 |
1полугодие 2017 доля, Черное море |
1полугодие 2016 доля, Черное море |
Изм. |
MAERSK |
1 |
1 |
23,74% |
23,84% |
-0,10 |
MSC |
2 |
2 |
21,67% |
21,35% |
0,32 |
ARKAS |
3 |
4 |
11,00% |
10,38% |
0,62 |
CMA CGM |
4 |
3 |
9,26% |
10,90% |
-1,64 |
COSCOCS |
5 |
6 |
8,40% |
7,16% |
1,24 |
ZIM |
6 |
5 |
8,19% |
8,09% |
0,10 |
EMC |
7 |
7 |
6,50 |
4,40% |
2,10 |
HL |
8 |
8 |
3,47% |
3,05% |
0,42 |
YML |
9 |
9 |
2,29% |
2,86% |
-0,57 |
OOCL |
10 |
10 |
1,29% |
1,90% |
-0,61 |
UASC |
11 |
11 |
1,20% |
1,28% |
-0,08 |
ADMIRAL |
12 |
12 |
1,08% |
1,09% |
-0,01 |
OTHERS |
13 |
16 |
0,74% |
0,54% |
0,20 |
NYK |
14 |
15 |
0,43% |
0,62% |
-0,19 |
MOL |
15 |
17 |
0,37% |
0,42% |
-0,05 |
TURKON |
16 |
18 |
0,26% |
0,22% |
0,04 |
HMM |
17 |
19 |
0,09% |
0,16% |
-0,07 |
APL |
18 |
14 |
0,01% |
0,69% |
-0,68 |
PIL |
19 |
13 |
0,00% |
1,03% |
-1,03 |
Обзор предоставлен компанией Informall BG