Уголь перешел границы
Хотя по итогам I полугодия 2017 года доля российских внешнеторговых грузов, переваливаемых через порты Прибалтики и Украины, немного сократилась – до 6,84%, тем не менее, грузооборот угля через иностранные порты резко вырос, что в абсолютном выражении привело даже к некоторому росту перевалки российских грузов через порты сопредельных государств.
Лед, жара, ремонт и наводнения
По данным министерства транспорта, объем перевалки российских внешнеполитических грузов через порты Прибалтики и Украины за I полугодие 2017 года вырос на 5,8% - до 25,32 млн тонн, в том числе через порты прибалтийских государств на 0,2% - до 21,29 млн тонн, а через порты Украины на 49,6% - до 4 млн тонн. Так как в целом объем перевалки российских грузов вырос еще сильнее (более чем на 8%), а относительном выражении доля иностранных портов осталась примерно на прежнем уровне (-0,2%).
Рост перевалки через иностранные порты произошел, в основном, за счет угля. Так, через Прибалтику объем перевалки угля вырос на 34,5% - до 9,74 млн тонн, через Украину почти в 3 раза – до 2,81 млн тонн. Причин тому несколько. Во-первых, это перебои с поставками угля из Австралии из-за наводнений, чем не преминули воспользоваться ее конкуренты, включая Россию. Во-вторых, это работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры на дальневосточном направлении, что привело к перераспределению грузопотоков на западные порты, в том числе иностранные. В-третьих, это аномальная жара в Европе и других регионах, куда уголь экспортируется через европейские порты, которая способствовала повышенному потреблению электроэнергии для кондиционеров и как следствие – росту спроса на энергетический уголь. В-четвертых, если говорить о зиме-весне 2017 года, то переток части грузов в порты Прибалтики можно объяснить ледовой обстановкой.
Впрочем, в долгосрочной перспективе «угольный бум» на западном направлении вряд ли сохранится в связи с расширением пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на Дальний Восток, который станет основным экспортным направлением для угля. Так, по планам Минэкономразвития, Россия должна увеличить свою долю на рынке стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) с примерно 8 до 15%. Этому будет способствовать сертификация российского угля в Китае. В итоге более половины экспортного угля из России, по расчетам министерства, может отправляться на рынки АТР.
Между тем, как и прогнозировалось, продолжается сокращение объемов перевалки нефти и нефтепродуктов через порты сопредельных государств. Так, в I полугодие объем нефтеналива, идущий через Прибалтику, сократился почти в 2 раза – до 3,4 млн тонн.
Объем экспорта минудобрений через иностранные порты сохранился на уровне прошлого года.
В целом, ситуация с зависимостью России от портов сопредельных государств заключается в том, что по некоторым видам грузов (уголь, минудобрения), России не хватает собственных специализированных мощностей в морских бассейнах, расположенных в европейской части, особенно в периоды пиковых нагрузок, вызванных конъюнктурой и случайными факторами. Здесь в наиболее выгодном положении оказываются те экспортеры, которые обладают собственными перевалочными мощностями как на Дальнем Востоке, так и в европейской части, что позволяет им оперативно «перекидывать» грузопотоки по разным направлениям.
Виталий Чернов.