Трехдневный десант Маринета завершился в Калининграде
Серия мероприятий Рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) Маринет прошла 21-23 июля 2017 года в Калининграде: региональная конференция, совещание подгруппы по развитию человеческого капитала и инженерные соревнования «Солнечная регата». Формирование системы сквозного образования – от школьников до специалистов морской отрасли – стало ключевым вопросом прошедших мероприятий. Расширение регионального участия в работе Маринет является одним из ключевых факторов успешной деятельности Рабочей группы, заявил заместитель руководителя Рабочей группы Маринет Александр Пинский.
Региональная конференция Маринет
Старт работе Маринет в Калининграде дала конференция Маринет, участие в которой приняли представители компаний, научных организаций, вузов региона, а также предприниматели и специалисты морской отрасли, заинтересованные в развитии отечественных морских высоких технологий. В ходе конференции заместитель руководителя Рабочей группы Маринет Александр Пинский, познакомил участников с основными направлениями работы Маринет, результатами и планами деятельности Рабочей группы, возможностями участия в Маринет представителей Калининградского региона.
Затем участники конференции обсудили различные проекты представителей региона. В частности, была представлена платформа управления прибрежными инфраструктурными объектами на основе технологий ситуационных центров Калининградского инновационного центра (КИЦ) «Техноценоз». В рамках проекта разработана технология трехмерного синтеза и тиражирования ситуационного центра на основе подходов концептуального проектирования и модель управления территориально распределенными ресурсами и объектами на основе трансформированных ранговых распределений. Директор КИЦ «Техноценоз» Александр Меркулов, представлявший разработку, обозначил все тонкие моменты взаимодействия франчайзера, франчайзи и потребителя: позитивные моменты их сотрудничества и «узкие» места.
Также была представлена разработка защитных устройств для судового электрооборудования Калининградского государственного технического университета (КГТУ). В рамках проекта ученый Владимир Благинин провел анализ причин появления пожаров в течение 25 тыс. судолет и предложил прибор, делающий возможным предотвращение пожаров и случаев смертельных поражений электрическим током, принцип действия которого состоит в снижении токов однофазных замыканий до безопасных значений. Дело в том, что прогресс играет с судами злую шутку: чем современнее судно, тем оно становится более уязвимым для возникновения пожара по причине замыканий. Ведь чем судно современнее, тем больше на его борту электроприборов. Проект может быть интересен как для отечественного, так и иностранного рынка. Автор отметил, что проект достигает точку безубыточности уже после первого года, а срок окупаемости составляет около четырех лет и планируется к выходу на рынок уже в 2020 году.
Кроме того, был рассмотрен проект по созданию технологии глубокой переработки отходов рыбного промысла Балтийского ИТ-центра. Стоит отметить, что на данный момент Рабочей группой Маринет отобраны свыше 70 проектов в области инновационного судостроения, технологий освоения ресурсов океана, е-Навигации, подготовки кадров морской отрасли. Более 30 из них уже получили государственную поддержку.
Ставший уже традиционный формат выездных конференций Маринет, которые направлены на привлечение участников и проектов из различных регионов, является важным фактором успешной работы Маринет, заявил заместитель руководителя Рабочей группы Маринет Александр Пинский.
«Сейчас в активную работу Маринет вовлечены, без преувеличения, представители всей страны: от Владивостока до Калининграда, от Томска до Симферополя. И это является результатом нашей целенаправленной работы, которую мы будем продолжать. В этом году прошли наши мероприятия в Нижнем Новгороде, Томске, сейчас мы проводим конференцию в Калининграде, а до конца года в планах - Новороссийск», - отметил Александр Пинский.
Совещание подгруппы по развитию человеческого капитала
Также 21 июля в КГТУ состоялось первое совещание экспертной подгруппы Маринет по развитию человеческого капитала. Как отметил в своей приветственной речи к участникам совещания руководитель подгруппы, ректор КГТУ Владимир Волкогон: «Целью создания и дальнейшей работы экспертной группы по развитию человеческого капитала является разработка рекомендаций, инициация, отбор и сопровождение проектов, направленных на совершенствование системы образования в треке Маринет, для обеспечения приморских территорий, перспективных направлений, компаний, образовательных организаций, глобальных рынков Маринет профессиональными кадрами, соответствующими и опережающими свое время, конкурентоспособными на международном рынке труда».
Началось совещание с видеоконференции с образовательным центром «Сириус» (Сочи), где завершается проектная смена, в которой участники Рабочей группы выступили партнерами и кураторами для направления по освоению мирового океана. В ходе этих проектов перед школьниками были поставлены реальные задачи, имеющие прикладную и коммерческую ценность по широкому спектру сегментов Маринет: от проектирования корпусов судов до производства аквакультур и от экологического мониторинга до создания обучающей игры по управлению судоходной компанией. В этот же день участники проектной смены «Сириуса» также представляли результаты своих проектов другим школьникам, а также посетившему центр президенту России Владимиру Путину.
В формате видеотрансляции школьники представили результаты семи проектов: Виртуальная модель работы судоходной компании (Подробнее >>>>); Моделирование дрейфа плавучих объектов на поверхности моря (Подробнее >>>>); Выращивание рыб в индустриальных условиях (Подробнее >>>>); Разработка системы экологического мониторинга трансграничных территорий (Подробнее >>>>); Современные методы гидролокационной разведки (Подробнее >>>>); Оценка антропогенной нагрузки на российскую часть Черного моря (Подробнее >>>>); Компьютерные технологии в неклассическом судостроении (Подробнее >>>>). Экспертная группа дала свою оценку результатам каждого проекта, и это стало весомым стимулом для ребят, а также показателем особого внимания со стороны экспертного сообщества Маринет к развитию такого рода практики.
Затем на подгруппе были рассмотрены новые проекты Маринет по развитию человеческого капитала, два из которых получили одобрение для дальнейшего рассмотрения на Рабочей группе Маринет: Разработка тренажерного комплекса по моделированию, проектированию и управлению траловым комплексом, и Пилотный проект создания системы сквозного образования в интересах рынков Маринет.
Последний проект, представленный Аллой Кошуриной из Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева (НГТУ), вызвал особый интерес участников совещания, поскольку открывает возможности радикального совершенствования всей системы подготовки кадров для морской отрасли в России. Проект предусматривает проведение эксперимента в рамках Приволжского региона с участием ведущих судостроительных компаний, вузов и детских учебных организаций. В рамках этого эксперимента должен быть обеспечен особый правовой режим для создания ступенчатой, сквозной системы подготовки кадров для отрасли, причем, с выходом на самоокупаемость такого обучения.
«Понятие высшего и среднего профессионального морского образования в мире нет – есть понятие морского образования, которое подразумевает ступенчатое образование, - поддержал проект Владимир Волкогон. Полтора года назад, когда мы делали доклад с презентацией по системе образования в морехозяйственном направлении, в том числе судостроении, судоремонте и т. д., и присутствующие эксперты заявили, что готовы подписаться под каждым нашим словом и что это объективная необходимость. Но тут же говорят, что есть объективная реальность: это противоречит системе и стратегии Министерства образования, которые являются главными законодателями в образовательной деятельности, и чтобы это преодолеть должными быть соответствующие неоспоримые аргументы. Мы можем предлагать нашу модель морского образования на правах эксперимента на площадке Маринет и под контролем Маринет».
В продолжение обсуждения долгосрочной стратегии по направлению развития человеческого капитала, Владимир Волкогон отметил, что важным элементом развития системы отраслевого образования должно стать создание морских предпринимательских университетов, то есть структур не только образовательных, но еще и научных, и предпринимательских. Это предложение поддержал Александр Пинский, отметив, что на сегодняшний день «логично создание университета сразу с прицелом на международную кооперацию – это может стать хорошим аргументом для того, чтобы оформить пилотный проект по созданию международного морского предпринимательского университета, имея как минимум несколько участников и имея возможность опереться на широкий аспект участников подгруппы».
Региональный этап солнечной регаты
Продолжением работы Маринет в Калининграде стал региональный этап инженерных соревнований «Солнечная регата», одного из проектов Маринет, направленного на привлечение молодежи и развитие талантов в морской отрасли. Это уникальные соревнования лодок на солнечных батареях, участие в которых позволяют студентам применить на практике знания, полученные в учебных заведениях.
«Инженерные соревнования «Солнечная регата» каждый год расширяют географию участников и места проведения гонок. С 2014 года состязания проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Владивостоке. Впервые регата прошла в Калининграде, в соревнованиях приняли участие восемь российских команд и четыре европейские команды (Германия, Венгрия)», - рассказал президент оргкомитета международных инженерных соревнований «Солнечная регата» Евгений Казанов.
Показательные выступления и соревнования команд прошли 22 июля в акватории озера Верхнее Калининграда, ключевым партнером в организации инженерных соревнований стало ведущее образовательное учреждение в области судостроения и энергетики в регионе - КГТУ. Среди российских дебютантов соревнований команда Тольяттинского государственного университета и команда «Эковолна» из Центра социальной (постинтернатной) адаптации из Москвы.
По словам Евгения Казанова, соревнования являются наглядным примером того, что использование альтернативных источников энергии в стране - уже не далекое будущее, а реальность. «Когда мы организовывали первые подобные соревнования, профессоры университетов нам говорили, что в России нет солнца. Сегодня мы проводим их уже в очередной раз, и это доказывает обратное», - отметил он. Подробнее о регате >>>>
Одновременно на площадке КГТУ состоялся конкурс для школьников «Инновационное Судостроение XXI века», где на основе цифровой платформы «Сетевая интерактивная лаборатория NBICS.NET» семь команд школьников возрастом от 10 до17 лет из Детско-юношеских центров (ДЮЦ) Калининграда и Черняховска выполнили три интерактивных урока, а затем предложили свои идеи и видение в промышленном дизайне и концепции судов на солнечных батареях. В финале команды представили жюри конкурса презентации своих проектов, включая электронный чертеж и описание судна.
«Создание судов – это элемент проектного обучения. Ребятам ставится задача, которую нужно решить любыми способами, у них нет готового шаблона и готового решения, и это наиболее актуальный способ подготовки специалистов для морской отрасли, - отметил Александр Пинский. У нас уже одобрены аналогичные по формату проекты Маринет – это инженерные соревнования по подводной робототехнике дальневосточников и «Пионер-М» севастопольцев, где будут проектироваться средства для безэкипажных судов».
Завершением инженерных соревнований «Солнечная регата» стал ежегодный Научно-технический форум по итогам «Инновации, возобновляемые источники энергии и экологические перспективы», который прошел 23 июля и собрал представителей учебных заведений, научных и коммерческих организаций, а также экспертов и энтузиастов экологически чистой энергии.
Справка
Национальная технологическая инициатива (НТИ), заявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года в Послании к Федеральному собранию, является долгосрочной комплексной программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет.
«Дорожная карта» НТИ Маринет, ориентированная на поддержку и продвижение на мировой рынок решений и компаний в области технологий освоения ресурсов океана, цифровой навигации и инновационного судостроения, была одобрена президиумом Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 16 октября 2015 года. Рабочая группа Маринет объединяет свыше 200 экспертов из 60 с лишним компаний, научных центров и вузов из 15 регионов России, а также профильных руководителей министерств и ведомств.
Подготовлено по материалам Рабочей группы НТИ Маринет, предоставленным ИАА «ПортНьюс».