Правительство России утвердило программу по строительству паромов для линии Усть-Луга – Балтийск. Однако для обеспечения полноценной связи Калининградской области с основной частью России целесообразна также организация контейнерной линии с Санкт-Петербургом.
Путь к эксклаву
Правительством России утвержден план по строительству трех железнодорожных паромов для линии Усть-Луга - Балтийск, на которой в настоящее время работают два устаревших парома. Линия призвана предоставлять переправу в обход железнодорожного маршрута, пролегающего через Литву и Беларусь с их железнодорожными тарифами.
По мнению некоторых экспертов, чтобы закрыть все потребности, необходимо построить не три, а шесть паромов. Однако, возможно, вместо строительства такого количества судов лучше пойти, в буквальном смысле, другим путем, а именно петербургским. Дело в том, что железнодорожные паромы многофункциональны и позволяют перевозить как грузы, так и пассажиров и автотранспорт, а потому определенное их количество необходимо. Но с точки зрения логистики конкретно грузовых перевозок более выгодна организация контейнерной линии, на которой будут работать специализированные суда (контейнеровозы). Себестоимость доставки грузов контейнеровозом при должной загрузке будет ниже, чем железнодорожным паромом. К тому же в контейнерах можно возить самые разнообразные виды грузов – они универсальны. Поэтому в экспертной среде бытует мнение, что в настоящее время актуально создание регулярной контейнерной линии между Калининградской областью и Санкт-Петербургом. Если раньше этому препятствовала недостаточно развитая инфраструктура и дефицит контейнерных мощностей, то сегодня, напротив, наблюдается их серьезный профицит.
Создание подобной линии могло бы решить сразу несколько задач: во-первых, она обеспечит прямой выход на Санкт-Петербург с его транспортно-логистическими возможностями, во-вторых, позволит дополнительно загрузить профицитные контейнерные мощности и, разумеется, даст хороший импульс развитию экономики Калининградской области. Кроме того, ввиду ограничений зоны особого контроля за выбросами серы с судов (SECA), распространяющейся, в том числе, на Балтийское море, такие контейнеровозы могли бы обеспечить имеющиеся проекты по созданию пунктов бункеровки сжиженным природным газом на российской Балтике регулярным спросом и тем самым способствовать разрыву порочного круга «нет стабильного спроса – нет инфраструктуры». Эта контейнерная линия стала бы естественным звеном логистической цепочки, рассчитанной на доставку грузов из внутренних районов страны и обратно различными видами транспорта без транзита через иностранные государства.
В настоящее время переговоры об организации такой контейнерной линии, получившей предварительное название «Балтийский экспресс», ведет Корпорация развития Калининградской области и руководство морского многофункционального перегрузочного комплекса «Бронка». Суть проекта заключается в возможности перемещения продукции по внутренним документам, доступным тарифам и в максимально короткие сроки, минуя транзитные государства. Преимуществами работы с «Бронкой», как пояснили в Корпорации, являются короткий подходный канал, сокращающий время захода в порт до минимума, прямой выход на кольцевую автодорогу и существующая железнодорожная станция. Одним из способов быстрого старта проекта является привлечение к участию в нем крупного грузоотправителя, который был бы заинтересован в новом способе доставки своих товаров.
Понятно, что в нынешних условиях сложно найти финансирование под строительство новых судов, однако вариант создания регулярной фидерной контейнерной линии, по нашему мнению, куда реалистичнее и дешевле планов по созданию глубоководного контейнерного порта-хаба в Калининградской области, рассчитанного на прием океанских контейнеровозов.
Виталий Чернов.