Ирина Ольховская: «Доля России на мировом рынке угля выросла незначительно»
О ситуации на российском и международном рынке угля, а также проблемах, связанных с его доставкой до морских терминалов, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказала первый заместитель генерального директора - коммерческий директор ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.
- Ирина Владимировна, как вы оцениваете ситуацию с экспортом российского угля?
- С 2011 года, с некоторыми исключениями (в 2015 году), наблюдается устойчивое сокращение объемов потребления угля внутренним рынком России, что привело к росту объемов экспорта. По итогам 2016 года объем экспорта практически сравнялся с объемом потребления внутренним рынком (167 млн тонн - внутренний рынок, 165 млн тонн - экспорт). Если в 2010 году доля экспорта составляла 39% от общего объема поставок угля, то сейчас почти 50%.
За тот же период времени объем мирового рынка угля вырос: по итогам 2016 года на 21% в сравнении с показателем 2010 года и превысил 1,3 млрд тонн.
Несмотря на устойчивый рост объемов экспорта российского угля в период 2010-2016 годов доля России на мировом рынке угля выросла незначительно и сохранилась на уровне 11-12%.
- Изменяется ли география экспорта?
- Да, в рассматриваемом периоде неуклонно росло дальневосточное направление экспорта, которое по объемам поставок в 2014 году превысило северо-западное. По итогам 2016 года в направлении Дальнего Востока было экспортировано на 21,3 млн тонн больше, чем в направлении Северо-Запада РФ. По сравнению с 2012 годом увеличение объемов перевозки угля в 2016 году в направлении портов Дальнего Востока составило 31,7 млн тонн на фоне общего сокращения объемов экспорта в направлении Северо-Запада на 1,9 млн тонн.
Крупнейшим специализированным угольным терминалом России является «Восточный Порт». Реализация масштабного проекта 3-ей очереди этого терминала и развития ст. Находка-Восточная обеспечит рост объема перевозок угля через терминал до уровня 39 млн тонн в год.
Несмотря на общее сокращение экспорта российского угля в направлении Северо-Запада, ежегодно растет объем перевозки в адрес АО «Ростерминалуголь», по итогам 2016 года он составил 18,1 млн тонн. По сравнению с 2012 годом увеличение объемов перевалки угля в 2016 году на специализированных мощностях АО «Ростерминалуголь» составило 4,3 млн тонн.
- Дальневосточное направление экспорта растет очень быстро, не возникает ли в этой связи проблем с логистикой?
- Действующая система согласования планов перевозки РЖД поощряет диверсификацию угольных потоков за счет увеличения перевалки в непредназначенных для обработки угля терминалах.
В условиях системного увеличения предъявления груза в направлении Дальнего Востока и ограниченной пропускной способности, по моему мнению, необходима выработка новой системы плана перевозок РЖД с целью выбора полезных для РЖД направлений погрузки с наименьшим оборотом полувагонов, что гарантированно обеспечит увеличение доходности от перевозок массовых грузов без дополнительных инвестиций и позволит обеспечить вывоз большего объема груза.
Беседовал Виталий Чернов.