О гидрометеорологических особенностях прошедшей зимы, механизме формирования ледовых караванов и текущих планах работы корреспонденту ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.
В зимнюю навигацию 2016-2017 годов в российские морские порты Азовского моря было проведено рекордное количество судов: более 2,5 тыс. единиц флота. При этом не было ни одной аварийной ситуации, связанной с ледокольной проводкой. О гидрометеорологических особенностях прошедшей зимы, механизме формирования ледовых караванов и текущих планах работы корреспонденту ИАА «ПортНьюс» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.
— Первым делом хочу Вас поздравить с успешным завершением ледовой кампании. Расскажите, когда в эту зимнюю навигацию начался и завершился период ледокольных проводок в портах Азовского моря?
— Период ледокольных проводок в морских портах Азовского моря начался и завершился в обычные сроки, характерные для зимы, близкой к климатической норме.
В силу географических причин замерзание начинается с восточной части мелководного Таганрогского залива, и первыми в ледовую навигацию вступают морские порты Таганрог, Азов и Ростов-на-Дону. Причем сама река Дон может оставаться и без ледового покрова.
Капитан морского порта Таганрог объявил начало периода ледокольных проводок с 29 ноября 2016 года. В морских портах Ростов-на-Дону и Азов период ледокольных проводок начался 30 ноября. На неделю позже – 7 декабря – ледокольные проводки начались в морском порту Ейск.
Порты в южной части моря замерзают не каждую зиму, однако в этом году ледокольные проводки осуществлялись в морском порту Темрюк с 31 января по 20 февраля 2017 года, и даже в Керченском проливе: в морском порту Кавказ – с 11 по 20 февраля, в морском порту Керчь – в период с 11 по 18 февраля 2017 года.
Последними завершили ледовую навигацию порты, открывшие ее: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, - 10 марта 2017 года.
Таким образом самый короткий период ледокольных проводок составил семь дней в Керчи и самый продолжительный - 101 день – был в Таганроге.
— Какими гидрометеорологическими и ледовыми условиями характеризовалась зима 2016-2017 годов? Какие ледовые ограничения действовали?
— Гидрометеорологические и ледовые условия прошедшей зимы можно охарактеризовать как умеренно сложные.
В отличие от двух предыдущих лет в зимний период не было продолжительных оттепелей, когда уже установившийся ледовый покров полностью исчезал, причем несколько раз за зиму. Это не очень удобное для штабов ледокольных проводок развитие событий, так как именно начальный и конечный период ледокольных проводок наиболее труден в плане их организации и управления, а также характеризуется повышенным риском аварийности.
Похолодание, начиная с декабря, шло по нарастающей, достигнув своего пика в феврале, который традиционно является самым холодным месяцем. То же самое можно сказать и о ледовитости моря, максимально развившейся к концу января 2017 года, когда лед появился и в Керченском проливе.
Февраль оказался самым суровым не только в плане холода, но также и по ветровому режиму. Имели место достаточно продолжительные штормовые явления, в течение которых ледокольные проводки приходилось приостанавливать в силу невозможности безопасного плавания судов.
Ограничения по режиму ледового плавания вводились и отменялись также постепенно вместе с развитием и разрушением льда. Максимально вводились одновременно следующие ограничения: требование по наличию на судне запасов, обеспечивающих его автономность не менее чем на 14 суток, запрет на плавание баржебуксирных составов и требование к наличию ледового класса не ниже Ice-1.
— Сколько караванов и судов было проведено на выход и на вход с период ледовой навигации 2016-2017 годов в порты Азовского моря всего? Каков объем обработки грузов в портах по итогам зимней навигации?
— Всего по всем портам Азовского моря на вход и на выход осуществлена проводка 2519 судов в составе 354 караванов ледокольной проводки, что является абсолютным рекордом за всю историю ледокольных проводок в Азовском море.
По акватории морского порта Керчь транзитом проведено 200 судов в тот период, когда суда не могли осуществлять самостоятельное плавание по Керчь-Еникальскому каналу.
Суммарный грузооборот портов Азовского моря в период ледокольных проводок, который, конечно, в каждом порту разный, составил 6 млн 69 тыс. тонн грузов. То есть корректно будет сказать, что это - то количество груза, которое не было бы обработано, если бы ледокольные проводки вообще не осуществлялись.
— Какими средствали обеспечивалась ледокольная проводка судов в морские порты Азовского моря?
— Согласно «Плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2016-2017 годов в замерзающих портах Российской Федерации», утвержденному Росморречфлотом 7 ноября 2016 года, в Азовском море было задействовано четыре так называемых «линейных» ледокола («Капитан Мошкин», «Капитан Демидов», «Капитан Чудинов» и «Капитан Крутов»). Кроме того, работали портовые ледоколы и буксиры: «Кама» в порту Таганрог, «Капитан Харчиков» и «Фанагория» в акваториях Ростова-на-Дону и Азова, «Техфлотец и «Колгуев» в Ейске.
Надо отметить, что впервые после аномально суровой зимы 2011-2012 годов было предусмотрено привлечение многофункционального спасательного судна «Спасатель Демидов», находящего на балансе ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»: «Спасатель Демидов» осуществил проводку каравана судов на вход и на выход из порта Темрюк. Помимо этого, два новых буксира Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» - «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Серебряков» - в эту ледовую кампанию оказали неоценимую помощь в Керченском проливе.
— Каков механизм формирования ледовых караванов? Как долго он используется? В чем его достоинства и недостатки?
—Механизм формирования караванов с использованием двух точек формирования каравана (ТФК-1 и ТФК-2) с успехом используется капитанами морских портов Азовского моря с зимней навигации 2012-2013 годов.
Опыт предыдущей ледовой навигации показал, насколько опасно скопление судов у кромки льда в Азовском море, которое при определенных условиях – резком похолодании, сопровождаемым штормовым северо-восточным ветром – может полностью замерзнуть за два-три дня. Причем этот процесс сопровождается интенсивным дрейфом ледовых полей, когда ледоколы не могут оказать помощь множеству судов одновременно.
Сейчас суда ожидают включения в караван ледокольной проводки в ТФК-1 в районе Керченского пролива на чистой воде, не подвергаясь рискам ледового плавания. При подходе ледокола они получают разрешение войти в Азовское море и самостоятельно следуют до кромки льда (в ТФК-2) для встречи с ледоколом и начала проводки. Последний участок до порта суда идут в составе каравана.
Такая схема позволяет контролировать количество судов в море и значительно повышает уровень безопасности. Из минусов стоит отметить сложность организации движения, так как требуются круглосуточный мониторинг и отдача распоряжений на начало движения судов и ледоколов. Для решения этой задачи в Службе капитана морского порта Ростов-на-Дону в период ледокольных проводок создается и функционирует Единый ситуационный центр.
— Какие аварийные ситуации возникали в период ледовой кампании?
— Основными рисками при ледокольной проводке судов в Азовском море являются столкновения судов, следующих в составе каравана на малых дистанциях, и посадки на мель при плавании по протяженным Азово-Донскому морскому и Таганрогскому подходному каналам, где может начаться поперечная подвижка ледовых полей.
Приятно отметить, что ледовая навигация 2016-2017 годов прошла без единой аварии с проводимыми судами!
— Ледовая кампания завершена, 1 апреля открылась транзитная навигация в Азово-Донском бассейне. Каков ожидаемый грузооборот морских портов Азовского моря в 2017 году в динамике к прошлому соответствующему периоду?
— Давать какие-либо прогнозы – неблагодарное занятие. Тем не менее по динамике первого квартала мы полагаем, что грузооборот морских портов, входящих в состав ФГБУ «АМП Азовского моря», будет не ниже показателей прошлого года.
— Какие задачи сегодня стоят перед ФГБУ «АМП Азовского моря»?
— Первостепенные задачи Администрации морских портов включают обеспечение безопасности мореплавания во входящих в ее состав морских портах, а также на подходах к ним, организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов возложенных на них функций, оказание услуг в морском порту пользователям в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Кроме того, важным направлением деятельности является развитие морской отрасли в регионе, в том числе инфраструктуры морских портов, создание условий для обеспечения привлекательности и конкурентоспособности наших портов, а следовательно, увеличения объемов перевозок через них и перевалки грузов стивидорными компаниями.
Беседовала Елена Ткачева.