• 22 августа 2007

    Два года в очереди

    Многочасовые очереди грузового автотранспорта на российско-литовской границе, вероятно, сохранятся еще два-три года. Несмотря на усилия России и стран Евросоюза (ЕС) по  урегулированию ситуации, автоперевозчикам предстоит еще несколько лет брать в расчет дополнительное время - примерно двое суток - для въезда в Россию.

    В интервью латвийскому телеканалу LNT премьер-министр Латвии Айгар Калвитис заявил, что на ликвидацию очередей из грузовиков на латвийско-российской границе потребуется не меньше двух-трех лет. Помимо времени, которое необходимо для реализации всех приграничных инфраструктурных проектов, отметил Калвитис, необходимо подписать соглашение с Россией о проведении модернизации и на российской стороне. Мы не можем запретить поток транзита, который пересекает Латвию. Это просто невозможно. Так же, как наши машины едут через территории других стран, так и все другие имеют право ехать через Латвию. Все, что здесь можно сделать - это вместе работать и пережить эти пару сложных лет”, - сказал латвийский премьер.

     

    Вопросы к ЕС

    Неделей ранее Министерство сообщений, финансов и министерство иностранных Латвии публично сообщили, что проект по модернизации и строительству инфраструктуры на латвийско-российской границе в период с 2007 по 2010 год обойдется в $603,2 млн. Из этой суммы $301,7 млн. Латвия намерена получить из структурных фондов Евросоюза. Собственные вложения Прибалтийского государства из бюджета страны составят только $255 млн. Помимо этого в проект планируется привлечь и других инвесторов. Проект, предполагает реконструкцию существующих автотрасс, а также строительство новых  автодорог, модернизацию действующих пограничных пунктов, строительство  приграничных автостоянок для водителей грузовых машин. Но в министерстве сообщений Латвии уверены, что очереди не уменьшатся и после реализации проекта из-за роста грузопотока между Россией и ЕС.

    Российский министр транспорта Игорь Левитин со своей стороны согласен с мнением соседей. Обсуждая проблему пробок на границе, глава Минтранса обращал внимание на то, что проблема очередей – это проблема Евросоюза. Поэтому и решение ее надо искать, в первую очередь, в соответствующих инстанциях ЕС. Левитин считает, что внедрение предварительного электронного декларирования грузов для автоперевозчиков, уже сегодня может частично снять остроту вопроса пересечения границы автотранспортом. 

     

    Логистические построения

    Минтранс готов рассмотреть вопрос создания логистических центров на границе России и ЕС в рамках группы по логистике Транспортного диалога Россия-ЕС. Как сообщает пресс-служба Министерства транспорта РФ, об этом в ходе рабочей встречи с Министром – Президентом Земли Бранденбург Матиасом Платцеком сообщил Игорь Левитин. “Это может быть хороший совместный проект с участием России, Германии и других стран-членов ЕС. Его реализация позволит решить проблему автомобильных очередей на российской границе. Мы готовы рассмотреть этот вопрос в рамках группы по логистике Транспортного диалога Россия-ЕС”, - сказал он.  Левитин также оценил взаимодействие России и Германии в этих областях и выразил заинтересованность в развитии сотрудничества с Логистическим центром земли Бранденбург. “В России до сих пор не создана современная логистическая система, между тем растущий экономический потенциал страны значительно превосходит возможности нашей транспортной сети. Для решения этой проблемы планируется создание  крупных логистических комплексов в Московской области, Санкт-Петербурге, на базе Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, в Екатеринбурге, в порту Находка”, - отметил Левитин. Он сообщил также, что для реализации этих планов в Минтрансе России начинается разработка “Концепции формирования сети мультимодальных логистических центров Российской Федерации”.

    Тем временем попытку разрядить обстановку на границе России и Литвы предприняли железнодорожные перевозчики. 22 августа с Балтийского контейнерного терминала Рижского порта на станцию Кунцево-2 (Москва) выехал первый контейнерный поезд №1231/1232. По сообщению пресс-центра ОАО “Трансконтейнер”, он доставит в российскую столицу транзитные грузы, идущие из Китая в Россию через Латвию. Позже порожние контейнеры вернутся в Рижский порт. Общий объем перевозимых на первом железнодорожном составе контейнеров составил 82 TEU. Расчетное время в пути - 48 часов.

    По словам заместителя директора центра продаж и интермодальных перевозок ОАО “ТрансКонтейнер” Павла Соколова, новый контейнерный поезд - это совместный проект ОАО “ТрансКонтейнер” и ГАО Латвийские железные дороги (Latvijas dzelzcelš - LDz), под который ОАО “РЖД” и ОАО “ТрансКонтейнер” разработали специальную нитку графика.  “ Поезд появился в связи с возросшим спросом на перевалку транзитных грузов через прибалтийские порты, а также ввиду сильной перегруженности порта Санкт-Петербург и нестабильности работы автотранспортных компаний при перевозке грузов через границу. Мы же готовы предложить на этом направлении стабильный и надежный сервис с гарантированным соблюдением сроков доставки”, - отметил Павел Соколов.

    Оператором нового маршрута выступает финская группа компаний Containerships. Управляющий директор Containerships Сигурьон Маркуссон заявил, что “принципиальным отличием нового маршрута будет именно исключительная специализация на контейнерах, до сих пор доставлявшихся по шоссе”. Планируется, что при активной поддержке этого проекта со стороны LDz в ближайшее время поезд начнет еженедельно курсировать между Москвой и Ригой. По словам Павла Соколова, уже сейчас в Рижском порту находятся грузы, которых хватит на три полных рейса нового поезда. А всего до конца года по этому маршруту могут перевезти до 3 тыс. TEU.  Кроме того, в настоящее “ТрансКонтейнер” время рассматривает возможность запуска аналогичного поезда из другого латвийского порта Лиепая.

     

    О пробках

    Проблема многокилометровых очередей грузовых автомобилей на границе между Латвией и Россией возникла в августе 2006 года. Максимальное количество грузового автотранспорта на границе было зафиксировано 30 мая 2007 года, когда в пробке скопилось 1900 машин. В настоящее время очередь на границе составляет 1 200 – 1 400 машин при способности контрольно-пропускного пункта "Терехово - Бурачки" (Себежская таможня) обработать примерно 430-450 машин в сутки. Это в 2,5 раза превышает проектную мощность пункта пропуска.

    По мнению себежских таможенников, причиной возникновения пробок стало ограничение грузопотока на Белорусской таможне, сообщает Псковское агентство информации. В Республике Белоруссия имеются температурные ограничения (+25 С), при превышении которых перемещение по ее территории грузовых машин запрещается. Также из-за сложностей при получении транспортных разрешений польские и литовские водители фур (70-80%) предпочитают российско-латвийское направление. В свою очередь глава Северо-Западного таможенного управления РФ Игорь Власенко одной из причин возникновения очередей назвал товарный всплеск в рижском порту. Власенко уверен, что в дальнейшем пробки на границе будут только увеличиваться, а их пик придется на октябрь-ноябрь - время, когда люди вернутся из отпусков, и возобновится поток грузов.

     

    Софья Винарова

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен