Свежие новости из порта Находка. Уголь прибывает. Пыль не уменьшается. Стивидоры прикрываются обещаниями. Опечатанный Росприроднадзором угольный терминал работает на полную катушку. Власти разных уровней наносят в черные кварталы визиты вежливости. В обществе растет напряженность. О текущей ситуации и вариантах выхода из конфликта рассказывает Андрей Евгеньевич Карпов, председатель совета регионального отделения Российской экологической партии «Зеленые», Приморский край.
«В начале года после многочисленных обращений Росприроднадозор и Приморская транспортная прокуратура провели проверку терминалов, деятельность которых вызывает наибольшую тревогу, потому что они работают вблизи жилых кварталов. В результате проверки было принято решение опломбировать углеперегрузочное оборудование ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод». В феврале терминал опечатали. Однако 13 марта Находкинский суд отметил решение, и стивидор продолжает работу. Сейчас мы ждем официального действия со стороны Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора.
Другой нарушитель – ОАО «Терминал Астафьева». Уровень загрязнения в районе улицы Астафьева в зоне действия данного терминала в два раза превышает допустимый. Для того, чтобы доказать негативные последствия деятельности данного терминала, мы вместе с Роспотребнадзором неоднократно проводили исследования уровня загрязнения воздуха, в том числе, документируя выбросы пыли на видео. Под давлением общественности руководство компании провело встречу с жителями. Нам показали проект модернизации, подразумевающий установку защитного купола и водяных пушек. Однако никаких изменений в технологии перевалки не произошло. Напротив, терминал увеличил интенсивность работы, особенно, в ночное время, доставляя уголь к месту погрузки на открытых грузовиках, едущих через жилые кварталы. В качестве компенсации компания передала в ведение мэрии импортную дорожную спецтехнику – «пылесос». Но он так и не появился на улицах. Такой тактики – громких обещаний – компания придерживается уже не один год, рассказывая о грядущих планах модернизации и экологической защиты. Но в реальности ничего не меняется. С новой силой пылят грейферы, отравляя воздух и акваторию, через город движутся открытые вагоны с углем, уголь оседает в легких жителей.
Подчеркну, что источниками загрязнения в Находке являются не все угольные терминалы, а два предприятия: ОАО «Терминал Астафьева» и ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод». Находясь в непосредственной близости к жилым застройкам, они так и не добились существенного снижения негативного воздействия на окружающую среду. Об этом свидетельствует все большее скопление угольной пыли на территории жилых кварталов, в квартирах и в детских социальных учреждениях.
Власти разных уровней традиционно пару раз в год демонстрируют интерес к теме, интенсивность которого пропорциональна всплескам возмущения местных жителей. Два года назад мы совместно с группой экспертов экологов и юристов подготовили и представили региональным властям план мероприятий по подавлению угольной пыли в Находке. В основу нашего проекта лег опыт порта Мурманск и других успешных отечественных и зарубежных портов. Однако ответа на свои предложения мы до сих пор не получили. Ни от краевой, ни от городской администраций. В то же время власти не скупятся на утешительные беседы и обещания. С начала года в Находке по данному вопросу были организованы встречи с депутатами городской думы, администрацией города, губернатором края и избранным от Находки депутатом Госдумы. Власти в который раз обещают разобраться, но результатов их работы не видно. Во время визитов вежливости от властей и проверяющих нерадивые стивидоры просто приостанавливают отгрузку и на время визита включают в показательном режиме водяные пушки. Сразу после отъезда проверяющих отгрузка начинается в большем объеме, чтобы оправдать временный простой.
Хорошо понимая, что город необходимо развивать, мы придерживаемся системного подхода. И в мире, и в России, и в самой Находке есть положительные примеры того, как стивидор инвестирует средства в экологически безопасное производство. Если мы обратимся к зарубежному опыту, европейскому или, например, японскому, то, я полагаю, строгое соблюдение санитарных норм и использование соответствующих технологий даст региону искомый компромисс: рост экономики, развитие транспорта, рабочие места и комфортное экологически чистое пространство.
Для того чтобы убедить недобросовестных стивидоров в необходимости технического перевооружения и соблюдения экологического закона, вероятно, в первую очередь необходимо пересмотреть регулирующие эту сферу законы. Правовая ответственность стивидоров-временщиков сегодня явно не пропорциональна экологическим рискам. Штрафы должны быть не символическими, а хотя бы соотносимыми с затратами на экологическую модернизацию производства. На фоне добросовестных стивидорных компаний, которые реализуют свои экологические программы, игнорирование санитарных норм отдельными предприятиями сводит к минимуму общие усилия. Все это не только усугубляет экологическую ситуацию и вызывает общественное недовольство, но и провоцирует радикальное сомнение в целесообразности угольной перевалки для города и горожан.
Необходимо запретить грейферную перевалку угля в черте городов неспециализированным терминалам, не оборудованным системами экологической защиты, а также перевозку открытых вагонов и грузовиков с углем через городскую застройку. Эта большая задача требует совместных усилий и реальной политической воли властей.
У каждого экологического активиста Находки своя история борьбы за интересы жителей своего района, своего города. Многочисленные встречи в кабинетах госорганов, доказывание очевидных фактов, беспомощность властей и их самоустранение от решения проблемы жителей и экологии региона в целом.
Возможно, решение проблемы тормозится из-за раскола экологических организаций? А, может, проблема заключена в чьих-то коммерческих интересах (обложить стивидоров рентой)? Мы видим, что накануне местных выборов ряд наших политических лидеров активно комментирует угольную проблему. Но есть ли у них политическая воля реально изменить ситуацию?
Пока добиться первых конкретных результатов получилось у партии «Зеленые». Но экологам, общественности и жителям Находки нужно не прекращать борьбу, нужно объединить усилия. Наше спасение ─ в наших руках».
Андрей Карпов
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции