Сергей Барышников: «Эксплуатационная подготовка кадров должна остаться в специализированных вузах»
Завершается присоединение Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ) к крупнейшему вузу в системе водного транспорта страны - ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Кого теперь будет готовить легендарная Макаровка, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает ректор университета Сергей Барышников.
- Сергей Олегович, расскажите, пожалуйста, когда завершится процесс присоединения Московской государственной академии водного транспорта к Государственному университету морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова?
- Действительно, процесс реорганизации МГАВТ путем присоединения к нашему университету подходит к концу. Передаточный акт подписан, к началу следующего года МГАВТ станет Московской академией водного транспорта – филиалом ГУМРФ им адмирала С. О. Макарова. То есть, мы сохраним историческое название московского вуза, привычное для многих.
Хочу напомнить, что МГАВТ когда-то был учебно-консультационным пунктом Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ, впоследствии – университета водных коммуникаций), потом стал филиалом ЛИВТа, потом – отдельным Московским институтом водного транспорта, а затем - академией. Учитывая, что университет водных коммуникаций объединен с академией имени Макарова, мы, в принципе, вернулись к тому, от чего уходили…
Как и многие важные события в сфере образования, а в особенности отраслевого образования, эта реорганизация сопровождается самыми невообразимыми слухами. Я думаю, это происходит от недостатка информации.
Объединение идет полным ходом. Хочу отметить, что руководство МГАВТа достаточно хорошо подготовилось к этой процедуре. Конечно, нам предстоит глубже изучить ситуацию, чтобы двигаться дальше.
Из недостатков пока только могу отметить слабую связь МГАВТа с его филиалами, но это поправимо. К моменту объединения филиалов МГАВТа останется три: в Рыбинске, Уфе и в Великом Устюге. Филиал в Ростове-на-Дону в настоящее время завершает процедуру реорганизации путем присоединения к Новороссийской морской академии – ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
В масштабах университета Макарова мы сможем оптимизировать работу всех филиалов. Например, учебная площадка в Великом Устюге находится вблизи нашего филиала в городе Котлас. Мы будем прорабатывать взаимодействие этих двух площадок, попробуем наладить какое-то сетевое взаимодействие в части обучения, воспитательской работы и практической подготовки.
- Планируется ли какое-то сокращение кадров?
- Сокращение – это неправильный термин, мы говорим об оптимизации. После объединения университета водных коммуникаций и академии им Макарова в 2013-2014 годах мы оптимизировали более тысячи ставок. Отрадно отметить, что процесс прошел мягко, потому что с каждым сотрудником мы работали адресно.
Такую же политику мы будем проводить и во МГАВТе. Образовательную часть, то есть, профессорско-преподавательский состав, нам надо оптимизировать до следующего учебного года. Остальные кадры – в течение всего 2017 года.
- Сколько человек сегодня насчитывает Макаровка с учетом присоединенного МГАВТа?
- В настоящее время у нас насчитывается около 13 тысяч обучающихся по всем формам обучения, причем, бюджет - около 65% от этого числа. Кроме того, ежегодно около 20 тысяч человек мы обучаем по программам дополнительного профессионального образования (ДПО). В образовательном процессе задействовано более 2 тысяч сотрудников, в том числе около тысячи двухсот преподавателей.
Напомню структуру ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. В составе университета - 4 института. «Морская академия» объединяет все эксплуатационные специальности и Арктический факультет. Институт водного транспорта собрал всех портовиков, гидротехников, информационные технологии и часть менеджеров. Институт международного транспортного менеджмента готовит юристов, менеджеров и логистов. Институт дополнительного профессионального образования реализует программы повышения квалификации и переподготовки.
Мы не стараемся плодить институты, поэтому МГАВТ отдельным институтом не будет, он вольется в существующую структуру как филиал.
Руководство Росморречфлота совершенно правильно нам ставит задачу: должен быть подготовлен качественный специалист вне зависимости от того, где он выпущен. И мы над этим работаем. Филиальная сеть Макаровки самая большая в отрасли, поэтому мы рассматриваем возможность введения отдельной должности – проректора по филиалам.
- Количество обучающихся растет, это, в основном, молодые люди, перед которыми остро стоит вопрос воинской обязанности. Вернется ли в Макаровку военная кафедра?
- Работа по восстановлению военной подготовки в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова идет по нескольким направлениям. Руководство Министерства транспорта ведет конструктивный диалог с Минобороны относительно восстановления военной кафедры. Есть поручение президента по этому вопросу.
Со своей стороны, мы налаживаем связи с военными заведениями на взаимовыгодной основе.
Уверен, что проблема военной кафедры будет снята с повестки дня в ближайшее время.
- Ваш вуз является единственным в мире образовательным заведением, которое готовит специалистов по управлению гражданским атомным флотом. Как сейчас развивается это направление вашей работы?
- У нас хорошая новость. Недавно в ФГУП «Атомфлот» состоялось совещание, где было принято решение более тесного взаимодействия с Макаровкой по подготовке кадров для работы на атомных ледоколах как альтернативы создания собственного тренажерного центра.
Мы готовы начать такую подготовку уже сейчас. У нас есть кадры и база. Мы уже не одно десятилетие преподаем курсантам-судомеханикам особенности работы ядерных энергетических установок. У нас есть тренажеры, на которых можно прокрутить любую аварийную ситуацию.
Думаю, что скоро мы подпишем рамочное соглашение о сотрудничестве с Атомфлотом, что позволит приступить к работе по двум основным направлениям: подготовке курсантов для работы на судах с ядерной энергетической установкой (с прохождением плавательной практики на атомных ледоколах) и дополнительному профессиональному образованию с использованием дистанционных технологий.
При таком сотрудничестве особенно важно восстановление в университете военной кафедры. Потому что мы готовим уникальных специалистов, которых по окончании обучения призывают в армию. Ребята уходят, но не всегда возвращаются. Поэтому целевая контрактная подготовка не может заработать в полную силу в этом случае.
Со своей стороны Атомфлот ведет большую работу по привлечению кадров на атомные ледоколы. Рассматривается возможность увеличения заработной платы для выпускников, пришедших на работу в компанию.
- Помимо Атомфлота, какие еще судоходные компании заинтересованы в выпускниках Макаровки?
- У нас заключен 41 договор с российскими судоходными компаниями на прохождение плавательной практики курсантов Макаровки. В числе таких компаний ПАО «Газпромфлот», ОАО «НК «Роснефть», ПАО «Совкомфлот», ОАО «Северо-Западное пароходство», группа компаний «Палмали».
Начиная с 3 курса, введена практика заключения договоров между курсантами и судоходными компаниями. Курсанту доплачивают к стипендии несколько тысяч рублей ежемесячно, он учится, получает диплом и идет на работу в эту судоходную компанию. Причем, у курсанта нет обязательств учиться только на «отлично». На флоте отличник не нужен, нужен дисциплинированный хорошист. Отличник, как правило, идет в науку.
У нас уже сотни таких договоров. Но и тут есть свои «подводные камни». Бывали случаи, когда выпускник отказывался от своих обязательств и устраивался на другую работу. В этих случаях судоходная компания вправе потребовать с курсанта возмещение затраченных на него средств. Механизм возврата затраченных на него средств еще не отработан в полной мере.
- Как Вы относитесь к идее создания единого транспортного вуза?
- Моя личная позиция – идея правильная. Уже было озвучено, что объединенный транспортный вуз не претендует на эксплуатационные специальности, речь идет о подготовке кадров в логистике, мультимодальных перевозках, более глубоком изучении особенностей работы различных видов транспорта.
Действительно, тот логист, который хорошо знает особенности работы каждого вида транспорта, будет лучше подготовлен, чем выпускник узкоспециализированного вуза. Значит, такой специалист будет больше востребован на рынке труда. Будущее покажет. Но мне кажется, что такие специалисты будут более востребованы на рынке труда.
А вот эксплуатационная подготовка кадров непременно должна остаться в специализированных вузах.
Беседовала Надежда Малышева.