• 8 ноября 2016

    Бункеру положен счет


    В декабре 2016 года на пространстве Евразийского экономического союза вступает в силу документ, регламентирующий нормы бункерного топлива, используемого в качестве припасов и не облагаемого таможенными пошлинами. Этот документ еще год назад был разработан Минтрансом России и принят практически без изменений Коллегией Европейской экономической комиссии (ЕЭК) 1 ноября 2016 года.

    В Евразийском союзе установлены допустимые нормы вывоза бункерного топлива в качестве припасов, говорится в сообщении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Водные суда в качестве припасов смогут перемещать через таможенную границу Евразийского экономического союза столько бункерного топлива, сколько они фактически расходовали за прошлый период, если с момента последней бункеровки (заправки судна топливом и моторными маслами) прошло менее 30 дней. В случае, когда водное судно осуществляло бункеровку на таможенной территории Союза более 30 дней назад, либо ни разу не осуществляло бункеровку, допустимые для декларирования в качестве припасов объемы бункерного топлива будут определяться на основе фактической вместимости бункерных танков.

    Данное решение было предложено российской стороной, поскольку проблема вывоза дешевых российских нефтепродуктов под видом бункерного топлива поднималась давно. В августе 2015 года она попала под пристальный взгляд президента России Владимира Путина, который в ходе совещания по вопросу развития транспортной инфраструктуры юга России обратил внимание, что решения этого вопроса все еще нет. «Пока нет продвижения в решении такой важной проблемы, как пресечение незаконного вывоза нефтепродуктов при заправке судов бункерным топливом. Мы… с министром транспорта об этом говорили, я уже давал несколько поручений на этот счёт», - сказал тогда Владимир Путин.

    Во исполнение поручения президента Министерством транспорта Российской Федерации в конце 2015 года был разработан проект данного документа, который в последствие вынесен на рассмотрение ЕЭК. В нем содержалась методика определения количества бункерного топлива, оформляемого как припасы. Топливо, закупаемое сверх этой нормы, предложено облагать экспортной пошлиной. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в Минтрансе России, документ подготовлен во взаимодействии с крупнейшими бункеровочными компаниями России. Именно он и лег в основу решения Коллегии ЕЭК

    Кроме того, Коллегия ЕЭК документом «Об определении количественных норм бункерного топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через таможенную границу Евразийского экономического союза» обозначила закрытый перечень сведений, которые необходимо указать при декларировании бункерного топлива в качестве припасов, а также понятный алгоритм расчета количественных норм.

    «Решение устанавливает достаточно простой и понятный механизм расчета объема бункерного топлива, допустимого для вывоза конкретным судном с территории Союза без помещения под таможенные процедуры и уплаты вывозных таможенных пошлин, – рассказал член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Мукай Кадыркулов. – Решение устранит проблемы, с которыми раньше при отсутствии четких правил и критериев сталкивались все задействованные в этом процессе лица, как при проверке, так и подтверждении правильности и обосновании заявленного количества бункерного топлива, предполагаемого к вывозу за пределы Союза водными судами в качестве припасов».

    Методика определения количества бункерного топлива, которое может оформляться в качестве припасов, действительно, довольно проста.

    Допустимый объем бункерного топлива, который судно может взять без оплаты таможенной пошлины на нефтепродукты, рассчитывается по формуле V=О – (П – С*Д) где V - количественная норма, которую можно брать на борт при бункеровке в качестве припасов, О – объем бункерных емкостей, П – объем остатков бункерного топлива при отходе после последней бункеровки на территории Таможенного союза, С – нормативный (суточный) расход топлива, Д -  количество дней после последней бункеровки на территории Таможенного союза.

    Из данной формулы, для удобства должностных лиц таможенных органов, составлены три типа нормативных таблиц, которые занимают основной объем  документа – боле 240 листов.

    Напомним, пункт 4 статьи 363 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что решением Комиссии Таможенного союза могут определяться количественные нормы припасов, к которым применяются положения главы 50 Таможенного кодекса Таможенного союза.

    Согласно пункту 23 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под припасами в отношении водных судов понимаются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту судов независимо от того, продаются эти припасы или нет, а также предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей судов, без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

    Глава 50 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает особенности совершения таможенных операций в отношении припасов.

    Упомянутый документ направлен на определение количественных норм бункерного топлива, классифицируемого в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ТС, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза в качестве припасов водными судами, к которым применяются положения главы 50 Таможенного кодекса Таможенного союза.

    Мукай Кадыркулов, комментируя принятое решение, отметил, ограничение на вывоз бункерного топлива не вводится. То количество бункерного топлива, которое не признано припасами, может быть вывезено при условии помещения его под таможенные процедуры и уплаты вывозных таможенных пошлин.

    Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен