Узкие – широкие места речных круизов
Развитию речных круизов препятствуют недостаточное количество причалов, обмеление рек и старение флота. Однако это не главные проблемы, основная задача состоит в популяризации речных маршрутов и повышении сервиса до мирового уровня.
Вопросы развития круизов по внутренним водным путям (ВВП) Российской Федерации обсудили участники форума «Водный туризм» (Санкт-Петербург, 20 октября 2016 года). В ходе мероприятия заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев отметил, что в настоящее время развиваются все виды водного туризма.
«Мы почувствовали отдачу от туризма за счет роста прибывающих иностранных туристов и российских путешественников. Это стало возможным, поскольку удалось сформировать устойчивый спрос», - сказал он, добавив, что такой спрос обусловлен тем, что отечественные туристические продукты, такие как речные круизы по Золотому кольцу России, являются одними из самых качественных и безопасных.
По данным Сергея Корнеева, количество иностранных круизных туристов на речном транспорте по итогам 2016 года составит порядка 300 тыс. человек. Этот показатель (в совокупности с морским туризмом) вырос на 10-15% в сравнении с показателем предыдущего года. Количество российских туристов на внутреннем водном транспорте по итогам 2016 года оценивается на уровне 200 тыс. человек. Планируется, что и в 2017 году число туристов также вырастет на 10-15%.
Узкие места
Между тем, одним из препятствий в развитии круизов по ВВП является обмеление рек. В частности, узкие места необходимо ликвидировать на Волге в районе Городца и на Нижнем Дону в районе станицы Багаевская.
«В последние годы с учетом малой водности мы практически потеряли Волгу как транзитную транспортную артерию. Потерян значительный пласт водных круизов, таких как Санкт-Петербург – Астрахань, Москва – Астрахань, Москва – Волгоград. Это прекрасные направления, которые демонстрируют историю нашего государства, включая военные годы. Там есть прекрасные памятники, парки, особо охраняемые зоны. К сожалению, туристические теплоходы в настоящее время практически не могут проходить через Городецкий гидроузел», - сказала заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Ирина Ориничева.
Она напомнила, по итогам Государственного совета по вопросам развития ВВП (15 августа 2016 года) принято решение о ликвидации узких мест на Волге в районе Городца и на Нижнем Дону в районе станицы Багаевская. Эти работы должны быть выполнены к 2020 году.
«Принято решение о строительстве двух новых гидроузлов – Нижегородском и Багаевском. Можно сказать, это первое крупное гидротехническое строительство в современной России, поскольку все наши каналы и шлюзованные системы были построены в советское время. Проектирование Нижегородского гидроузла уже идет, на проектирование Багаевского гидроузла в настоящее время объявлен конкурс», - пояснила Ирина Ориничева.
Минтранс рассчитывает, что после реализации этих мероприятий водные круизы смогут работать в полном объеме. «Туристов можно будет возить по всей Волге и в низовья Дона, так как наша страна богата как природными, так и историческими памятниками именно в этих регионах», - подчеркнула представитель Минтранса.
Отметим, что впервые после продолжительного перерыва в России началось строительство пассажирского круизного лайнера река-море плавания на судзаводе «Лотос» (Астрахань). Закладка второго судна такого же класса с некоторыми изменениями проекта, возможно, состоится до конца года.
Широкие перспективы
В свою очередь председатель совета директоров ООО «Инфофлот» Александр Соснин высказал мнение, что проблемы недостаточного количества причалов, обмеления рек и старения флота не являются главными.
«На многих немагистральных реках вообще нет причалов, и это не мешает осуществлять речные круизы. Конечно, ни одна судоходная компания не откажется от круизного причала, но и ни один турист не откажется купить путевку, зная, что в каком-то городе нет причала», - пояснил Александр Соснин.
Обмеление рек, по его мнению, - локальная проблема, которая не является критичной.
Касательно состояния пассажирского флота Александр Соснин отметил, что большая часть судов содержится в хорошем техническом состоянии, не вызывающем каких-либо нареканий. «Категорически не согласен с тем, что существующий флот выработал свой ресурс и его необходимо выводить из эксплуатации, - сказал он. – Конечно, мы хотим строить новый флот, но понимаем, что круизы тогда станут менее доступными, по крайней мере, на первых порах».
По мнению эксперта, развитие речных круизов прежде всего зависит от покупательной способности людей, их информированности о существовании речных круизов и удовлетворенности после совершения путешествия.
«Если на платежеспособность людей, которая зависит от экономической ситуации в стране, судоходные компании влиять никак не могут, то информированность и удовлетворенность потребителей - это те основные вызовы, с которыми необходимо работать», - считает Александр Соснин.
Отметим, Ростуризм поддержал круизные компании запуском рекламно-информационной кампании «Время отдыхать в России» в рамках - программы Visit Russia. В первую очередь кампания нацелена на информирование потенциальных туристов и поддержку фирм, работающих на рынке внутреннего туризма.
В свою очередь судоходные компании для продвижения речных круизов сосредоточились на повышении сервиса до общемирового, в том числе за счет реконструкции пассажирских кают и других помещений судна.
«Сейчас это странно звучит, но например, на судах постройки 1950-60-х годов не предусматривались бары. Сейчас акценты переставляются очень сильно, - пояснил глава «Инфофлота». - На многих речных судах работают фитнес-центры, проводятся занятия йогой, открыты рестораны с изысканным питанием, 3D кинотеатры и так далее».
Также важным элементом продвижения круизов является открытие новых маршрутов и организация новых экскурсионных программ. Так, «Инфофлот» в этом году открыл круизы по реке Вятке, а компания «Ника» - по рекам Сибири: Оби и Иртышу.
«Инфофлот» активно развивает тематические круизы. Например, компания предлагает «усадебные круизы» с посещением старинных усадеб на Волге и Шексне. «В следующем году мы планируем делать круизы не только с показом архитектуры, монастырей и так далее, но и авиационный круиз, где люди смогут посетить авиационные предприятия на Волге, а также совершить демонстрационные полеты на интересных самолетах и вертолетах», - отметил Александр Соснин.
Для привлечения пассажиров круизные компании объединяют усилия и делают совместные мероприятия. Так, компании «Инфофлот», «Водоходъ» и «Мостурфлот» организовали открытие навигации этого года в Москве. Также работает общий сайт, где представлены все круизы компаний. Очевидно, что «борьба» за потребителя в настоящее время идет не столько между круизными компаниями, сколько с другими видами отдыха.
Маргарита Бабкова.