Сквозь тернии к шельфу
Российские проектные институты разработали достаточно большое количество судов, платформ и морской техники для работы на шельфе. Однако на пути их реализации стоит масса нерешенных проблем.
Не сделано в России
В настоящее время большинство крупных судостроительных предприятий России хорошо загружены благодаря, в основном, гособоронзаказу. Однако оборонный заказ не вечен и постепенно будет снижаться. И тогда основная загрузка будет обеспечиваться со стороны программ по освоению шельфовых месторождений углеводородов. Речь идет о сотнях судов обеспечивающего флота, буровых платформах, плавучих хранилищах, заводах по сжижению газа и т.д. При этом многое придется разрабатывать с нуля, да еще и в условиях международных санкций. Общая же потребность российских заказчиков в судах и морской технике до 2030 года оценивается более чем в 1 тыс. ед.
Так как приоритетная государственная задача состоит в поддержке отечественного судостроения, то и строить соответствующий флот будет необходимо, по большей части, на российских верфях. Однако в настоящий момент времени российское судостроение имеет ряд существенных проблем, которые придется разрешить для обеспечения достаточной рентабельности и плановых сроков реализации соответствующих шельфовых проектов.
Так, по словам выступившего в ходе международной конференции и выставки по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа Offshore Marintec Russia заместителя генерального директора «Газпром флот» по флоту и капитальному строительству Александра Тархова, сроки строительства судов на российских верфях нельзя назвать удовлетворительными. Недостаточно квалифицированных управленцев, имеются сложности с системой подготовки специалистов на рабочие специальности. Не развито и серийное производство компонентов и оборудования – то, что имеется, как правило изготавливается в единичных экземплярах и соответственно, по очень высоким ценам. Также отмечается, что верфи, которые выполняют гособоронзаказ, отдают ему приоритет перед гражданскими заказами, реализуя их по «остаточному принципу». Существуют и инфраструктурные ограничения: на данный момент в Северо-Западном федеральном округе отсутствуют доки, которые позволили бы осуществить, например, ремонт на класс платформы «Арктическая».
В целом проблему с доками, достаточными для строительства крупнотоннажных судов, должен решить проект судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке, который реализуется консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью» через Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). Однако работой с ДЦСС не все удовлетворены. Как рассказал Александр Тархов, «Газпром флот» имел негативный опыт сотрудничества с данной организацией по проекту строительства судна-снабженца «Иван Сидоренко», и прежде чем размещать заказы на СК «Звезда», ДЦСС следовало бы решить имеющиеся проблемы с организацией размещения заказов и контролем за их исполнением. Отметим, что работать с ДЦСС «Газпром флот» был вынужден по правительственному решению, поэтому представитель компании выступил против подобной практики административного давления на заказчиков при выборе верфи.
Со своей стороны, Объединенная судостроительная компания (ОСК) заявила о реализации ряда модернизационных программ и проектов, направленных на увеличение конкурентоспособности входящих в корпорацию предприятий. Программы направлены на достижение «синергетического эффекта» и оптимизации взаимодействия между верфями корпорации, а также на подготовку и удержание квалифицированных кадров. Так, планируется реализовать программу «100% цифра» (создание единого информационного пространства корпорации), проекты «Судометрика» (единое измерительное пространство), «Гибридная лазерно-дуговая сварка» и «Имитационное моделирование».
Кроме того, корпорация реализует ряд проектов в кадровой сфере, включающих организацию профильных классов в школах, переподготовку, привлечение студентов к процессу проектирования судов.
От проекта до объекта
Создание нового флота и морской техники, особенно предназначенной для работы в экстремальных климатических условиях, требует грамотного проектирования. Надо отметить, что в России имеется соответствующая экспериментальная база и необходимые компетенции. Особенно здесь выделяется Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), располагающий уникальной экспериментальной базой. Так, КГНЦ были проведены уникальные исследования и испытания моделей ледоколов в части их осадки на мелководье, оптимальной формы носовой части для минимизации качки, формы винтов и др. В настоящее время специалисты центра работают над проектированием новых и еще более мощных ледоколов-лидеров, а также мелкосидящего ледокола, о чем более подробно говорится в опубликованном ранее интервью с исполнительным директором КГНЦ Михаилом Загородниковым >>>>
Немаловажно, что КГНЦ имеет возможности для создания физических моделей морских объектов, что позволяет существенно снизить риски капитальные затраты при их строительстве.
Среди проектов Крыловского центра, ориентированных на освоение шельфа, можно выделить проект платформы по сжижению газа для Штокмановского месторождения, а также универсальную платформу для подъема донных объектов, которую можно использовать также для работ по укладке подводных трубопроводов и выполнения других подобных задач.
Если говорить в целом, то по данным министерства энергетики России, всего в 2017 году планируется начать 20 НИОКР (научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа) на сумму 3 млрд руб. в сфере освоения шельфа. В 2016 году должны быть завершены 6 НИОКР на сумму в 1, 3 млрд руб. Работы направлены на импортозамещение оборудования и техники для освоения шельфовых месторождений.
Объем добычи нефти на шельфе Российской Федерации в 2016 году, по прогнозу министерства, вырастет на 11,5% - до 21,3 млн тонн, газа увеличится на 6,6% - до 33,9 млрд куб. м. При этом доля нефти, добываемой на шельфе РФ, в общем объеме добычи нефти в РФ составляет 3,6%, газа 5%.
Виталий Чернов.