• 3 октября 2016

    Загранице не поможем

    По данным из открытых источников, на последнем правительственном совещании в России шла речь о полном выводе российских внешнеторговых грузов из иностранных портов прибалтийских государств. Помимо нефтеналива через эти порты, в основном, переваливаются российские насыпные грузы: уголь и минудобрения. Их полный вывод из иностранных портов, тем не менее, потребует новых инвестиций в развитие специализированных терминалов.

    Угольные пределы


    Через порты Латвии, Литвы и Эстонии традиционно переваливались российские нефтеналивные грузы, уголь, минудобрения и контейнеры с Ro-Ro. О текущей ситуации с перевалкой нефтеналивных грузов и контейнеров мы более подробно писали ранее >>>> 

    Если же говорить об угле, то здесь процесс переориентации грузопотока в Россию идет не меньшими темпами, чем нефтеналива. Так, по данным за I полугодие 2016 года объем перевалки российского угля через порты государств Прибалтики снизился на на 32% - до 7 млн тонн, что составляет около 10% от общего объема российского угля, поставляемого через порты. В частности, через порт Вентспилс объем перевалки сократился в 2,8 раза – до 1,08 млн тонн, через Ригу снизился на 22% - до 5,8 млн тонн. Показательно, что по данным администрации порта Вентспилс, специализированный угольный терминал Baltic Coal уже с весны прекратил перевалку российского угля.

    На этом фоне российские угольные терминалы на Балтике наращивают свой грузооборот. Так, расположенный в порту Усть-Луга «Ростерминалуголь» в 2015 году достиг рекордного показателя грузооборота – 17,5 млн тонн. Всего объем перевалки угля через порт Усть-Луга (где с углем также работает «Универсальный перегрузочный комплекс») по итогам 2015 года вырос на 11% - 21,5 млн тонн. Правда, мощности Усть-Луги в части угля близки к исчерпанию и грузооборот твердого топлива здесь стабилизировался (по итогам 8 месяцев 2016 года он не изменился, составив 13,86 млн тонн).

    Помимо Усть-Луги уголь в российском Балтийском бассейне переваливается через терминал «Порт Высоцкий» в одноименном порту. Его мощности не исчерпаны, по итогам 8 месяцев 2016 года грузооборот терминала вырос на 14,2% - до более 4,04 млн тонн угля. Благодаря проведенной модернизации терминала он стал способен принимать балкеры-стотысячники. С полноценным запуском железнодорожной линии Лосево-Каменногорск возможности перевалки угля через порт Высоцк, по нашим оценкам, могут достигнуть 7 млн тонн в год.



    Кроме того, уголь экспортируется через порт Мурманск. Объемы перевалки угля здесь тоже бьют рекорды и превысили 14 млн тонн в год. При этом существующие мощности, расположенные на правом берегу Кольского залива, уже практически исчерпали свои возможности. В рамках проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла, создания порта Лавна и переноса мощностей на левый берег Кольского залива возможности Мурманской области по перевалке угля должны существенно возрасти. Так, мощность терминала Лавна, по плану, составит 18 млн тонн в год.

    Таким образом, для переориентации порядка 14 млн тонн угля в год, все еще экспортирующихся через иностранные порты Прибалтики, потребуется развивать существующие мощности и соответствующую инфраструктуру в России, поскольку имеющиеся мощности по большей части уже исчерпали свои возможности. Так что вряд ли Россия сможет забрать весь этот объем угля в краткосрочной перспективе, речь пока может идти лишь о частичной переориентации (при стабильном уровне экспорта).

    Удобряя соседей

    С минеральными удобрениями ситуация еще сложнее. Дело в том, что как таковых специализированных терминалов для перевалки удобрений в Балтийском бассейне России не существует. По данным за I полугодие 2016 года, через иностранные порты Балтики было перегружено 3,7 млн тонн удобрений, что на 3% больше показателя предыдущего года. Отметим, что ранее российская компания «Уралхим» избрала Ригу как свой главный транзитный порт, где был создан терминал Riga fertilizer. Также компания в 2014 году стала главным акционером вентспилского терминала по перевалке жидкого аммиака Ventamonjaks. Поэтому о переориентации этих видов грузов на российские порты говорить пока преждевременно. 


    Примечательно, что ранее компания «ЕвроХим» планировала построить в порту Усть-Луга терминал по перевалке минудобрений мощностью до 7 млн тонн в год. Об этом заявлялось еще в 2010 году. С вводом терминала в Усть-Луге «ЕвроХим» намеревалась прекратить экспорт минеральных удобрений через порты Таллинн и Вентспилс. Однако физическая реализация проекта до сих пор не начата. В марте 2016 года глава компании Дмитрий Стрежнев заявил журналистам, что терминал предполагается запустить в 2019-20 годах, при этом он будет экономически целесообразен лишь при объеме перевалки не менее 4 млн тонн в год.

    Одной из мер, стимулирующих переориентацию грузопотока в российские терминалы и соответствующие инвестиции, может стать тарифная политика железной дороги. Так, на днях министр транспорта России Максим Соколов заявил, что РЖД может быть предоставлено право повышать тариф до 25% (против 13,4% сейчас).

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен