• 30 ноября 2004

    Основные события рынка в ноябре 2004 года


     

    Основные события, которые происходили на рынке портовых услуг, морских перевозок и судостроения в ноябре 2004 года, а так же отраслевые правительственные инициативы, решения депутатов Государственной Думы и экология представлены в отчете ИА «ПортНьюс».

     

     

    Правительственные инициативы

    Председатель правительства РФ Михаил Фрадков 9 ноября включил в состав Морской коллегии при правительстве РФ еще трех человек - советника президента РФ Александра Бурутина, руководителя Федеральной таможенной службы России Александра Жерихова и руководителя «Росатома» Александра Румянцева.

     

    Владимир Путин 12 ноября подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Госдума приняла этот закон 22 октября, Федеральный закон дополняет ныне действующий Таможенный кодекс РФ нормами, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды сборов и их плательщики, устанавливается порядок исчисления, формы и сроки уплаты.
    Таким образом, Федеральный закон устраняет пробел в правовом регулировании и создает законодательную основу установления и взимания таможенных сборов в РФ.

    Министерство экономического развития и торговли 25 ноября предложило отменить пошлину на экспорт редких нефтепродуктов, таких как бензол, толуол и ксилол. Кроме того, Минэкономразвития предложило Правительству устанавливать пошлины на нефть и нефтепродукты одновременно сроком на два месяца. На мазут пошлины будут меньше, чем на бензин, керосин и дизтопливо, чтобы российский рынок не затоваривался мазутом.

     

    Десять морских рыбных портов из 16-ти останутся в ведении Минсельхоза, сообщил 17 ноября глава Федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов.
    В ходе административной реформы все морские порты отошли в ведение министерства транспорта, однако в Минсельхозе убеждены, что морские рыбные порты должны быть возвращены в ведение Федерального агентства по рыболовству. "Министерство транспорта должна отвечать за безопасность морских перевозок, а что касается рыбных технологий, то это наша компетенция", - сказал Ильясов.

     

    26 ноября Госдума приняла закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Закон определяет порядок предоставления в пользование водных биоресурсов и распределения квот на вылов рыбы. В соответствии с документом, водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, а так же в собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности. Устанавливается механизм предоставления долгосрочного права пользования биоресурсами на основе закрепления за пользователями долей в общем объеме квот добычи (вылова) сроком на 5 лет. Доли в общем объеме квот могут быть реализованы с аукциона.

     

    В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) в начале ноября создана новая структура - отдел экологии и природных ресурсов в составе Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. К обязанностям отдела отнесено осуществление контроля и надзора в рамках нового направления
    деятельности ФАС - экология и защита окружающей среды.
    Отдел принимает участие в разработке нового экологического законодательства, способствующую улучшению конкурентной среды на рынке экологии и охраны окружающей среды.

     

     

    Экология

     

    На траулере «Людмила Никитина», принадлежащем Севастопольской рыбодобывающей компании в Калининградском морском канале 1 ноября произошла утечка аммиака из трубопровода. ЧП произошло у причала в районе поселка Ледово (Светловский городской округ). По данным специалистов, утечка аммиака является незначительной. Распространения аммиака за пределы судна, угрозы населению и территории нет.
    Траулер «Людмила Никитина» транспортирован для переработки на металлолом.

     

    Арбитражный суд Северо-западного федерального округа 5 ноября отклонил вторую и последнюю апелляцию ОАО «Волготанкер», пытавшегося обжаловать решение Архангельского областного арбитражного суда. Суд обязал компанию заплатить муниципальному образованию «Онега и Онежский район» 14 млн. рублей в качестве компенсации за ущерб окружающей среде, возникший в результате разлива нефтепродуктов 1 сентября 2003 года. «Волготанкер» прекратил перевозки нефтяных грузов через Онегу.

    4 ноября в акватории нефтяного порта Приморск (Ленинградская область) при проведении дноуглубительных работ, в результате аварии на судне-землечерпалке «Балтийская» произошел разлив нефтепродуктов, объемом более 300 кг. Образовавшееся пятно размером 300 на 0,5 метра было снесено к береговой полосе. Работы по ликвидации разлива проводились ЗАО «Морской портовый сервис». Разлив был ликвидирован к 11 ноября. По словам заместителя начальника Балтспецморинспекции Александра Зорохова в последний год участились случаи загрязнения прибрежных вод Финского залива при проведении дноуглубительных работ.

     

    Балтийская Спецморинспекция 23 ноября в соответствии с постановлением Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры возбудила административное дело по факту постоянного загрязнения нефтепродуктами вод Финского залива из коллектора, расположенного у причалов завода "Северная верфь" и используемого Кировской ТЭЦ, Первомайской ТЭЦ, Кировским заводом, а так же арендаторами причалов. Теперь Балтспецморинспекция в рамках проводимого ей административного расследования назначила экологическую экспертизу коллектора. Проведение экспертизы поручено Фонду обеспечения экологической безопасности Северо-Западного округа в срок до 28 декабря.

    В результате обследования части набережной ОАО «ГОЗ «Обуховский завод» Балтспецморинспекция 24 ноября приняла решение о проведении на предприятии экологической экспертизы. Одновременно с проведением аудита, экологические службы совместно с руководством завода будут разрабатывать комплексную программу мероприятий по приведению заводских систем в соответствие с современными экологическими требованиями. Причиной для проверки завода послужил крупный разлив нефтепродуктов, произошедший в сентябре этого года. По предварительным данным, причиной утечки нефтепродуктов стало устаревшее оборудование причала Обуховского завода.

     

    27 ноября, у причала N105 порта Санкт-Петербург произошел разлив мазута. Разлив произошел в ходе операции по переливу мазута из танка в танк внутри стоящего у причала танкера «Таня» (компания «Славнефть Шиппинг»).
    К ликвидации разлива приступил танкер «Смольный», принадлежащий ООО «КОНТУР СПб». По оценке специалистов компании, участвующих в операции по сбору нефтепродуктов, на лед попало не более 300-500 л. мазута. Благодаря совместной слаженной работе службы Капитана порта и компании «КОНТУР СПб», большая часть мазута была собрана уже в первые часы после прихода «Смольного».

     

    Общественные объединения

    Автономная некоммерческая организация (АНО) «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга» в первой декаде ноября направила повторное обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России с просьбой рассмотреть проблему монополизации сферы оказания лоцманских услуг в порту Санкт-Петербург Капитаном порта и Петербургским филиалом ФГУП «Росморпорт». На предыдущее обращение лоцманов, направленное в ФАС в сентябре этого года, ответа не последовало.
    В обществе лоцманов считают, что руководство Санкт-Петербургского филиала «Росморпорта», будучи монополистом по взиманию с агентирующих организаций портовых сборов, предоставляя отсрочки по платежам или наоборот требуя предоплату, воздействует на агентов, заставляя их отказываться от услуг АНО и заказывать только лоцманов «Росморпорта». Напомним, что с этого года, выиграв дело в Конституционном суде РФ, лоцманы АНО имеют право оказывать лоцманские услуги в портах России.

     

    Одиннадцать судоходных компаний России в начале ноября объединились в «Танкерный Союз» (ТС), который оперирует теперь в целом 113 единицами наливного флота общей грузоподъемностью более 400 000 т. Президентом ТС был избран генеральный директор самой крупной компании - ООО «Вижн Флот» - П. Разумов.

     

    Европейский суд по правам человека в первых числах ноября принял к производству жалобу профсоюза докеров Калининградского морского торгового порта о нарушении прав на свободу объединения, и о дискриминации за членство в профсоюзе. 32 докера просят суд взыскать с работодателя от 50 до 100 тыс. евро каждому в качестве компенсации морального и материального ущерба. Конфликт между дирекцией порта и профсоюзом докеров начался в 1997 году, когда докеров попросили перевестись в только что созданное дочернее предприятие «Транспортно-погрузочная компания», в собственность которого перешло материально-техническое оснащение порта. Профсоюз докеров отказался переходить из Калининградского морского торгового порта. Но вскоре у порта кончилась лицензия на погрузо-разгрузочные работы, однако она осталась у ТПК. В результате чего руководство КМТП сократило докеров, оставшихся в порту. Ожидается, что решение по жалобе докеров будет принято Европейским судом не ранее, чем через 6 месяцев.

     

    Порты Северо-Запада

     

    Объем перевалки нефтеналива российскими портами Северо-Запада превысил за 10 месяцев 2004 года отметку в 60 тыс.т. и составил 63,8 млн.т., что на 79,3% больше аналогичного показателя прошлого года.
    На долю Приморска в общем объеме нефтеналива приходится 56% перевалки в регионе. Объем перевалки нефти порта Приморск за 10 месяцев 2004 года увеличился в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 35,75 млн. тонн. Через Мурманск экспортируется 13,1%, через ПНТ - 11,9%, через ООО "ЛУКОЙЛ -Калининградморнефть" - 4,8%. Доли других стивидоров не превышают 5%.

     

    Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за 10 месяцев текущего года возрос на 21,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 42,5 миллионов тонн. Рост грузооборота произошел за счет следующих грузов: нефтепродукты (перевалено 11,532 млн. тонн, прирост - 18,8%), металлы (перевалено 7,912 млн. тонн, прирост - 23,7%), лесные грузы (перевалено 2,574 млн. тонн, прирост - 17,7%), контейнеры (перевалено 7,551 млн. тонн или 627,5 тыс.TEU, прирост - 23,2%), уголь, руда (перевалено 2,908 млн. тонн, прирост - 30%, зерно (перевалено 0,595 млн. тонн, прирост - 59,8%), химгрузы (перевалено 5,603 млн. тонн, прирост - 30,9%), генгрузы (перевалено 1,155 млн. тонн, прирост - 19,1%). За тот же период спад объемов перевалки зафиксирован по рефрижераторным грузам (перевалено 2,524 млн. тонн, спад - 2,5%) и продовольственным грузам (перевалено 90,5 тысяч тонн, спад - 41%). В настоящее время на территории Большого порта работает более 20 стивидорных компаний. Доля группы компаний ОАО 'Морпорт Санкт-Петербург' составляет 28,4% в общем грузообороте Большого порта.

     

    В порту Санкт-Петербург 24 ноября открылась зимняя навигация. В зимний период судоходство в порт Санкт- Петербург будут обеспечивать ледоколы Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», находящиеся под оперативным управлением Штаба ледокольных операций, организованного в ГУ «Морская администрация порта Санкт-Петербург». Общее руководство ледокольными операциями осуществляет Капитан порта Санкт-Петербург. Как и в предыдущие годы, основную работу по проводке судов в порт Санкт-Петербург будут выполнять ледоколы арктического класс «Ермак», «Капитан Сорокин», портовые ледоколы «Семен Дежнев», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и «Мудьюг»
    В российских портах восточной части Финского залива ледокольное обеспечение будет осуществляться как ледоколами Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», так и арендованными ледоколами. Движение танкеров в порту Приморск будет обеспечивать ледокол «Адмирал Макаров». В Выборгском заливе проводку в порты Выборг и Высоцк будут осуществлять ледоколы «Капитан Измайлов» и «Кару».
    В порт Усть-Луга проводку судов будет производить один из портовых ледоколов. Планируется задействовать ледокол Северо-Западного речного пароходства «Капитан Плахин».
    Грузооборот порта в период зимней навигации составляет существенную часть годового грузооборота. Так в зимнюю навигацию 2003 - 2004 года в порту Санкт-Петербург судооборот составил 4727 судов, а грузооборот 16,7 миллионов тонн. В порту Приморск грузооборот за зимнюю навигацию составил 15,5 миллионов тонн.
    В предстоящую зимнюю навигацию объем работы ледоколов увеличится, что обусловлено планируемым увеличением грузооборота портов. Порт Приморск к февралю 2005 года планирует выйти на уровень 53 миллионов тонн нефти в год, а открытый в этом году новый терминал по перевалке нефтепродуктов РПК «Высоцк Лукойл-П» обеспечит отгрузку нефтепродуктов около 1 миллиона тонн.

     

    На причалах петербургских заводов - ОАО «Кировский завод», ОАО «СЗ «Северная верфь» и АООТ «Канонерский судоремонтный завод» с 10 ноября прекращен пограничный контроль судов зарубежного следования. Объем перевалки грузов на этих причалах составляет до 40% от общего грузооборота порта Санкт-Петербург. В письме, подписанном начальником отдельного отряда пограничного контроля «Санкт-Петербург» Северо-Западного пограничного управления ФСБ РФ полковником Н. Исхаковым отмечается, что контроль прекращен «в связи с отсутствием надлежащего обустройства причалов и прилегающих к ним территорий. Запрет касается причалов 1 - 5 (вкл) «Кировского завода», причалов 1,2,3,7,15 «Северной верфи» и причалов 15,27 «Канонерского судоремонтного завода».

     

    Правительством Ленинградской области 10 ноября утверждена схема Генерального плана развития Усть-Лужского портового комплекса, а в следующем году будет завершена разработка генплана нового города. Как известно, в зоне Лужской губы формируется крупный портовый район, который создаст порядка 7 тысяч новых рабочих мест. Соответственно, для такого количества потенциально работающих в этой зоне необходимо создать систему расселения трехкратную этой величине. Градостроительная и экологическая емкость территории позволила спроектировать новый населенный пункт численностью порядка 25 тысяч жителей со статусом города. При этом территория позволяет разместить его недалеко от формирующихся портовых комплексов, новых промышленных и логистических зон, создать район комплексной застройки. В то же время, до конца 2004 года в Государственную думу будет направлен законопроект о создании свободной экономической зоны в Усть-Луге. Этот проект предусматривает инвестиции в размере $3,5-4 миллиардов. Часть этой суммы будет направлена на строительство нового города.

     

    Грузооборот Калининградского морского торгового порта за 10 месяцев 2004 года увеличился на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2003г. и составил 3 млн. 853 тыс. тонн. Грузопоток чугуна порта за январь-октябрь 2004г. увеличился на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2003г.

     

    Грузооборот Архангельского морского торгового порта за 10 месяцев 2004 года увеличился на 28% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

    и составил 1,95 млн. тонн. При этом экспорт составил 515,2 тыс. тонн, что на 24,4% больше аналогичного периода 2003 года, импорт - 76,1 тыс. тонн (на 17,5% аналогичного периода прошлого года). Каботаж за 10 месяцев составил 386,64 тыс. тонн, что на 29,3% больше соответствующего периода прошлого года. Объем грузов, не связанных с морским грузооборотом, составил 117,1 тыс. тонн, это в полтора раза больше аналогичного показателя 2003 года. В структуре экспорта основную долю составляют целлюлоза (168,2 тыс. тонн, что на 0,1% больше 2003 года), картон (57,6 тыс. тонн, на 2,6% меньше 2003 года), пиломатериалы (94,2 тыс. тонн, на 3,2% больше 2003 года), металлы (82,8 тыс. тонн, что в 7,55 раз больше 2003 года).

     

    Изменился состав акционеров ОАО «Мурманский морскоой торговый порт». Как стало известно 10 ноября в состав акционеров порта вошли две новые компании - «Латериум Коммершиал Лимитед» стала владельцем 8,868% акций, а компания «Диамат Трейдинг Лимитед» - 16,6437% акций. Группа «Русинкор», владеющая рядом угольных разрезов в Кемеровской области, сохранила за собой контрольный пакет 66% акций порта.

     

    ФГУП "Нарьян-Марский морской торговый порт" (Ненецкий автономный округ) 14 ноября завершило морскую навигацию 2004 года. Всего за прошедшую навигацию портом обработано 116,5 тыс. тонн грузов против 111,5 за прошлогоднюю навигацию. Рост обусловлен увеличением перевалки строительных грузов. В целом, строительные грузы составляют примерно 70% от общего грузооборота порта, оставшиеся 30% составляют продовольственные и промышленные товары.

     

     

    Порты Прибалтики

     

    За десять месяцев 2004г. крупнейшие порты Латвии - Вентспилсский, Рижский и Лиепайский приняли и обработали 47,72 млн.т. грузов, что на 4,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2003г. общий грузооборот трех портов за десять месяцев составил 45,605 млн.т. Грузооборот самого крупного порта страны - Вентспилсского с января по октябрь 2004г. вырос на 1,3% по отношению к такому же периоду прошлого года до 23,85 млн.т. За это время в порту перегружено 15,23 млн.т. наливных грузов (-5%); сыпучих обработано - 7,84 млн.т. (+16%); генеральных - 774 тыс.т. (+14%).
    Чистая прибыль Ventspils nafta (VN) за 9 месяцев этого года составила $1,9 млн., что значительно больше, чем за соответствующий период прошлого года, когда прибыль предприятия после уплаты налогов составила $49,8 тыс.
    За девять месяцев нетто-оборот компании составил $26,8 млн. . это составило 72% от запланированного объема. При этом нетто-прибыль оказалась в семь раз выше прогноза на год. В этом году нетто-оборот концерна запланирован в размере $81,7 млн., чистая прибыль - в размере $259 тыс. Дочернее предприятие компании - "Вентспилс нафта терминалс" за 10 месяцев 2004г. обработало 7,3 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, что на 2,3 млн. тонн или 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
    В структуре грузооборота дизельное топливо составляет 3,2 млн. тонн дизельного топлива, нефть - 2 млн. тонн, бензин - 2,1 млн. тонн.

     

    В Рижском порту за десять месяцев 2004г. перегружено 20,118 млн.т. грузов, что на 11,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличились объемы перевалки сыпучих грузов до 10,702 млн.т., что на 35% больше, чем обработано за аналогичный период прошлого года. Однако в Риге снизились объемы перевалки генеральных грузов до 5,548 млн.т. (-4,7%) и объем наливных грузов - до 3,868 млн.т. (-10,1%).

    В Лиепайском порту в текущем году обработано 3,751 млн.т. грузов, что на 6,9% меньше, чем за тот же период прошлого года. На 10,6% больше, чем за десять месяцев прошлого года перевалено генеральных грузов - 2,088 млн.т. Из них - древесина составила 654 тыс.т., черные металлы 627 тыс.т. Насыпных грузов обработано 890 тыс.т. (+10,1%); а наливных - 772 тыс.т. (-13%).

     

    Грузооборот литовского Клайпедского порта за 10 месяцев 2004 года снизился на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 16,8 миллионов тонн. Из общего количества грузов было погружено 12456 тыс.т., а выгружено - 4334 тыс.т. Из них нефтепродукты составили 5330 тыс.т.; другие грузы . 11 млн.460 тыс.т.

     

    Одна из крупнейших стивидорных компаний Клайпедского порта - Bega оборудовала новый терминал для перевалки различных видов пищевых масел. До сих пор ни одна из компаний порта не обладала возможностями хранения жидких пищевых продуктов. Емкость терминала составляет 2,5 тыс.т. Наличие терминала позволит увеличить оборачиваемость железнодорожных цистерн в порту и обеспечивать быструю разгрузку вновь прибывающих судов. Пищевые масла на терминал литовского порта приходят из Западной Европы. Для различных видов масел предусмотрено 4 резервуара по 625 т. каждый. Ближайший аналогичный терминал по обработке жидких продуктов находится в Финляндии. В свое время Лиепайский порт (Латвия) поднимал вопрос о необходимости строительства такого терминала, однако на данный момент никакой информации на этот счет нет.

     

    За десять месяцев текущего года в Таллинском порту (Эстония) обработано 31,4 млн. тонн грузов, что на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе транзитных грузов за это время обработано 25,9 млн. тонн, что на 9,7% больше, чем годом ранее. Объем импорта вырос на 15% до 2,5 млн. тонн, а экспорт уменьшился на 3,1% до 2,8 млн. тонн.

    Падение эстонского экспорта объясняется тем, что лес, торф, материалы из древесины считаются особо чувствительным, и потому он уходит в другие, более выгодные для отправителя территориально расположенные порты страны. Грузов в контейнерах обработано на 14% больше - 827 тыс.900 тонн. На 10,4% больше, чем в прошлом году в Таллиннском порту обработано жидких грузов - 21,698 млн.т. Объем сыпучих грузов вырос на 1,7% до 4,746 млн. тонн.

     

     

    Железная дорога

     

    ОАО «Российские железные дороги» (Р ЖД) за 10 месяцев 2004 года перевезло 1 млрд. 14 млн. тонн грузов, что на 5,1% превышает соответствующий показатель прошлого года.

    В частности, за 10 месяцев 2004 года было перевезено 223 млн. 708 тыс. тонн каменного угля (рост 5% к аналогичному периоду 2003 года), 82 млн. 90 тыс. тонн руды железной и марганцевой (6,6%), 33 млн. 968 тыс. тонн химических и минеральных удобрений (8,1%), 58 млн. 640 тыс. тонн черных металлов (4,7%). Также в январе-октябре текущего года было перевезено 20 млн. 808 тыс. тонн лома черных металлов (26,5%), 28 млн. 227 тыс. тонн цемента (11,3%), 49 млн. 581 тыс. тонн лесных грузов (10%), 156 млн. 851 тыс. тонн строительных грузов (8,5%).

     

    ОАО «РЖД» в середине ноября подписало соглашение с частной компанией «ЛУКОЙЛ» о перевозке 5 миллионов тонн нефтепродуктов к порту Высоцк в 2005 году. Со своей стороны ЛУКОЙЛ профинансировал создание объектов железнодорожной инфраструктуры на подходах к собственному терминалу по перевалке нефтепродуктов в Высоцке. Официальное открытие нового железнодорожного комплекса намечено на 25-28 декабря текущего года.

     

    Погрузка Октябрьской железной дороги (ОЖД) . филиала РЖД - за 10 месяцев 2004 года увеличилась на 2,8 % и составила 5053 вагона в сутки. Тем не менее, на подходах к портам только на Октябрьской железной дороге в ожидании разгрузки к концу месяца скопилось 6608 вагонов. В РЖД считают, что это произошло из-за сложившейся неудовлетворительной ситуации с выгрузкой вагонов. В этом году российскими портами переработано на 30% больше грузов, чем в прошлом году. В целом же, за три года объем перевозок грузов по российским портам удвоился. Для решения проблемы Минтрансом созданы региональные штабы в Северо-Западном федеральном округе во главе с полпредом Ильей Клебановым для обеспечения всего транспортного процесса.

     

     

    Компании

     

    Росимущество передало 20% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в РФФИ для продажи. Соответствующее распоряжение 9 ноября подписала заместитель руководителя Росимущества Людмила Приданова. Росимущество установило нормативную цену госпакета в размере102 млн руб. Предполагается, что продажа госпакета может состояться уже в первом полугодии будущего года. Председатель КУГИ Санкт-Петербурга Игорь Метельский так же заявил недавно о том, что город хотел бы продать свои 28% акций порта одновременно с федеральным пакетом, чтобы повысить стоимость акций. Однако официального решения о продаже городского пакета акций порта еще нет. Эксперты отмечают, что активы порта давно выведены в дочерние компании, поэтому цена обоих госпакетов вряд ли превысит $10 млн.

     

    Компании группы "Морской порт Санкт-Петербург" обработали за 10 месяцев 2004 года 12 044 тысяч тонн грузов, увеличив грузооборот на 18,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В общей структуре грузооборота 49% приходится на перевалку навалочных грузов, 19% - на черные металлы, 11% - на генгрузы. Все стивидорные компании группы по итогам 10 месяцев 2004 г. продемонстрировали рост объемов перевалки грузов. Грузооборот ЗАО "Четвертая стивидорная компания" увеличился на 18,8%, ЗАО "Первая стивидорная компания" - на 16,7%, ЗАО "Вторая стивидорная компания" - на 14,7% и ЗАО "Стивидорная лесная компания" обработало грузов на 12,1% больше, чем за январь-октябрь прошлого года. Значительный рост наблюдается в перевалке контейнеров (+180,1), навалочных грузов (+27, 7%) и черных металлов (+23,9%). Чистая прибыль ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в третьем квартале 2004 года сократилась в 22 раза по сравнению с предыдущим кварталом текущего года до 1,5 млн. рублей. Во II квартале 2004г. чистая прибыль компании составляла 33 млн 815,7 тыс. руб. По оценкам специалистов ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", сокращение прибыли предприятия произошло за счет снижения доходов от посреднической деятельности.

     

    В ЗАО "Первый Контейнерный Терминал" продолжается стабильный рост грузооборота. За 10 месяцев 2004г. контейнерооборот составил 426 156 TEU, увеличившись на 18,88% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе, в октябре ПКТ переработал 51 243 TEU (30 тыс. 487 ед.). Этот результат на 40,58% превышает результат октября 2003г. В октябре 2004 г. терминал обработал 80 судов, в среднем оборот на одно судно составил 640 TEU.

     

    ЛУКОЙЛ перевез водным транспортом по данным на 15 ноября 2004 года 3,5 млн. тонн нефти и 5,7 млн. тонн нефтепродуктов, включая газовый конденсат и вакуумный газойль. В 2004 году "ЛУКОЙЛ" провел восемь учений по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на терминалах и нефтеналивных пунктах, расположенных в Калининградской, Ленинградской, Волгоградской, Пермской и Нижегородской областях. В настоящее время в компании реализуется «Программа по совершенствованию и развитию сил и средств первого уровня реагирования при ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на морских и речных акваториях».

    «Транснефть» ввела в эксплуатацию четыре дополнительных нефтяных резервуара емкостью 50 000 кубометров каждый в порту Приморск, входящем в структуру Балтийской трубопроводной системы (БТС). Новые мощности должны обеспечить более стабильную работу системы после того, как ее мощность уже была доведена до 50 млн. т.
    Следующим этапом расширения БТС будет доведение ее пропускной способности до 62 млн т. «Транснефть» ждет соответствующего постановления правительства.

     

    ОАО "Северсталь" в навигацию 2004г. увеличило объемы отгрузки продукции водным путем до 1 млн 965 тыс. т, превысив аналогичный показатель прошлого года на 430 тыс. т. Почти 99% от всего объема отгруженного металла составил экспорт, причем основная доля его доставлена в регионы Америки и Европы. Как и планировалось, более 68% от общего экспорта компании отправлялось через порты Санкт-Петербурга, остальные объемы доставлялись клиентам через Астрахань, Таганрог, Ростов. Для перевозок металлопроката в навигацию 2004г. использовалось 120 зафрахтованных судов. Причем с целью сокращения времени транспортировки продукта до клиента часть экспорта - 14 % - доставлена прямыми рейсами без перевалок в российских портах. Это металл, предназначенный, в основном, клиентам в странах Балтии, а также в европейском регионе.

     

    Доходы группы компаний ОАО "Новошип" (Новороссийское морское пароходство) за 9 месяцев 2004 года увеличились на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $257,8 миллионов. Операционная прибыль по флоту составила 192,6 миллиона долларов, что превышает показатели прошлого года. Произведен ремонт на 16 судах компании, на что потрачено 13 миллионов долларов. Прибыль Новороссийского морского пароходства за 9 месяцев т.г. составила 104 млн. долларов. Это позволило компании своевременно выполнить свои обязательства перед банками-кредиторами по выплате процентов и погашению долга в сумме 90 млн. долларов.

     

     

    Судостроение

     

    ОАО «Балтийский завод» 1 ноября завершило операцию по буксировке атомного ледокола «50 лет Победы» к причальной стенке предприятия. Судно с 1 сентября находилось в сухом доке Кронштадтского морского завода, где специалисты Балтийского завода, совместно с представителями эстонской компании Wartsila проверили необходимые ремонтные работы. Доковые работы прошли под контролем представителей Российского морского регистра судоходства и Мурманского морского пароходства.

    В последний день месяца на строящемся ледоколе возник пожар. По предварительным данным, на площади 50 кв. метров в течение трех часов горели строительные материалы. Все рабочие, находившиеся на борту ледокола, были своевременно эвакуированы. По словам директора проектов гражданского судостроения ОАО «Балтийский завод» Александра Ковалева, «на сроках строительства ледокола случившийся инцидент не отразится».

     

    Балтийский завод 12 ноября завершил строительство шести речных химических танкеров для компании Rensen Shipbuilding B.V. (Нидерланды).
    Все суда принадлежат к последнему поколению судов-бункеровщиков. На мировом рынке стоимость подобных судов составляет несколько миллионов долларов. Танкеры предназначены для перевозки химикатов и продуктов нефтепереработки на речных линиях.

    На судостроительном заводе «Северная верфь» 6 ноября сменился состав совета директоров. На состоявшемся внеочередном собрании акционеров ОАО "Судостроительный завод «Северная Верфь» полномочия действующего совета директоров были досрочно прекращены. В новый совет директоров вошли 7 менеджеров Международного Промышленного Банка и его управляющей компании . Объединенная промышленная корпорация (ОПК), а так же по одному представителю Российского Фонда Федерального Имущества (РФФИ) и Федерального агентства по промышленности. Председателем совета директоров был избран Александр Гнусарев, занимающий аналогичный пост в ОПК. Ранее, 2 ноября, новым генеральным директором завода "Северная верфь" назначен Александр Бузаков.

     

    Танкер «Тауэр Бридж», построенный «Адмиралтейскими верфями» по заказу ОАО «Совкомфлот», 29 ноября отправился на ходовые испытания в Балтийском море. После окончания испытаний танкер передадут заказчику. Предназначенный для плавания в незамерзающих морях, танкер дедвейтом 47 400 тонн способен перевозить до 5 различных видов грузов одновременно - в том числе сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, животные жиры. Стоимость судна такого класса и имеющего аналогичные характеристики на международном рынке составляет более $30 млн.

    Судостроительная фирма «Алмаз» 26 ноября передала ВМС Греции десантный корабль на воздушной подушке (ДКВП) проекта 12322 «Зубр». Корабль, получивший название «Керкира» в честь одного из крупнейших греческих островов, будет доставлен на борту транспортного судна на одну из военно-морских баз Греции. Это уже третий ДКВП «Зубр», переданный по контракту ФГУП «Рособоронэкспорт» ВМС Греции. «Зубр» - самый большо

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен