• 29 августа 2016

    Танкеры фрахта не боятся

    Если прошлый 2015 год был достаточно оптимистичным для мирового танкерного рынка, то во втором квартале 2016 года ставки фрахта вновь пошли вниз из-за сложной ситуации на мировом рынке нефти. Выигрывают те компании, которые сумели диверсифицировать бизнес и заключить долгосрочные контракты. Впрочем, в среднесрочной перспективе имеются предпосылки для восстановления рынка.

    Остаться на плаву


    В соответствии с аналитическими данными, в июле 2016 года в сегменте танкеров типоразмера VLCC ставки фрахта опустились до 35WS (WorldScale – мировая шкала базисных ставок фрахта для перевозки нефтеналивных грузов). Наименьший средний месячный показатель составил 43WS против 54WS в 2015 году. Средний годовой показатель в 2016 году составляет на данный момент 62WS против 88WS в 2015 году.

    В сегменте танкеров-продуктовозов ситуация не лучше. Так, для танкеров LR средний годовой показатель за 2016 год составляет 109WS против 164WS в 2015 году, для танкеров MR 132WS против 183WS в прошлом году.

    Если говорить в целом, то фрахтовые ставки на танкеры, перевозящие сырую нефть, снижались во втором квартале 2016 года как из-за сезонного фактора, так и в большей степени из-за сокращения предложения нефти на ключевых рынках. Высокий уровень запасов и низкая маржинальность переработки нефти приводят к сокращению нефтепереработки.

    Кроме того, наблюдалось серьезное снижение добычи нефти в Нигерии и Латинской Америке. Например, из-за атак боевиков в Нигерии в начале 2016 года добыча нефти в этой стране упала до 1,7 млн баррелей в сутки, что является самым низким уровнем добычи более чем за двадцатилетие. А если говорить о Латинской Америке, то ее производители уже с конца 2015-начала 2016 года продавали нефть по ценам ниже себестоимости, что в итоге привело к падению добычи. Так, в Венесуэле добыча нефти в I квартале 2016 года упала на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года - до 2,53 млн баррелей в сутки. Падение добычи также наблюдается в Колумбии и Мексике. Эти факторы привели к соответствующему сокращению перевозок в ключевых регионах для танкеров типоразмеров Aframax и Suezmax.

    Также на ставках фрахта отрицательно сказывается прирост мирового танкерного флота, дедвейт которого за I полугодие возрос на 2,7%, прибавив 14,2 млн тонн. Всего в 2016 году на рынок должны выйти 17 танкеров VLCC.

    На этом фоне танкерные судоходные компании снижают прибыли. Так, одна из крупнейших танкерных компаний Teekay за I полугодие 2016 года получила чистый убыток в $125,5 млн против чистой прибыли в $259 млн годом ранее, с показателем рентабельности чистой прибыли в -10%.

    В то же время российская танкерная компания «Совкомфлот» сумела закончить полугодие с прибылью в $165,9 млн. При этом по показателю рентабельности чистой прибыли отечественная компания показала значение в 24%.


    Очевидно, что в сложных рыночных условиях «Совкомфлот» чувствует себя не хуже, а то и лучше мировых игроков. «В отчетном периоде проявилось определенное ослабление конъюнктуры мирового рынка танкерных перевозок – в некоторых сегментах танкерного рынка спотовые ставки снизились примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сказалось на результатах всей отрасли», – отметил генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. По его словам, стабильное положение компании было обеспечено диверсификацией бизнеса и ориентацией на долгосрочные соглашения. «Аналитики прогнозировали ухудшение конъюнктуры танкерного рынка, поэтому в соответствии со своей Стратегией развития «Совкомфлот» сконцентрировал усилия на диверсификации своей деятельности за счет расширения портфеля проектов с долгосрочной фиксированной доходностью, - пояснил Сергей Франк. - Участие в таких проектах, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ» гарантирует «Совкомфлоту» надежный источник постоянного дохода даже в условиях рыночной неопределенности и обеспечит стабильную занятость значительной части флота. На конец первого полугодия 2016 года объем законтрактованной выручки будущих периодов составил $8,2 млрд».

    Впрочем, уже во втором полугодии 2016 года можно ожидать улучшения ситуации на танкерном рынке. Тому имеются фундаментальные предпосылки. Во-первых, отмечается относительно сильный спрос на нефть в мире на фоне ее дешевизны, что совокупно с сезонным фактором, а также ожидаемым восстановлением добычи в указанных выше регионах поддержит рынок. Так, Международное энергетическое агентство прогнозирует восстановление спроса на нефть по итогам 2016 года до уровня 1,4 млн баррелей в сутки (с 1,2 млн баррелей в сутки весной 2016 года). Во-вторых, в 2016 году размещалось довольно мало заказов на строительство новых танкеров, также как и немного списывалось старых. Хотя по итогам 2017 года ожидается прирост мирового танкерного дедвейта на 5,1%, после 2017 года этот рост по указанным причинам приостановится - новых судов будет сдаваться мало, а старые придется списывать.

    Каковой бы ни оказалась ситуация на танкерном рынке в будущем, можно сказать однозначно - диверсификация бизнеса и ориентация на долгосрочные нишевые проекты и впредь будет оставаться актуальной.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен