Российский атомный ледокольный флот является ключевым элементом в реализации ряда арктических проектов. Среди задач, которые решают ледоколы: проводка грузов для военных баз в Арктике, работа по обеспечению крупных проектов по освоению шельфа Арктики и другие. Между тем, наращивание ледокольного флота страны продолжается.
Так, «Балтийский завод-Судостроение» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) 25 июля 2016 года заложил второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал». Всего по контракту с ФГУП «Атомфлот» Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта: головной атомоход «Арктика», первый серийный «Сибирь» и второй серийный «Урал».
Напомним, головной атомный ледокол «Арктика» был заложен 5 ноября 2013 года, спущен на воду 16 июня 2016 года. Первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 года. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между ООО «Балтийский завод-Судостроение» и Госкорпорацией «Росатом» в мае 2014 года. Стоимость контракта составила 84,4 млрд руб.
«Урал» опередит «Арктику»
Глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко подчеркнул, что строительство серии идет точно по графику: «Раз в два года мы закладываем новый ледокол. Это позволяет иметь серийную загрузку для всех предприятий. Таким образом, для предприятий, которые закончили работу по головному ледоколу, уже имеется новая работа по ледоколу «Урал». По его словам, строящаяся серия обеспечит замену действующим ледоколам, причем с превышением их характеристик и возможностей.
Отметим, что закладка второго серийного ледокола состоялась досрочно. «Обеспечивая авансирование Балтийского завода и закладывая третий ледокол с запасом по времени, мы создаем для завода большие возможности, люфт создаем, ведь необходимо восстановить всю технологическую цепочку. Целый ряд предприятий долго ничего не делали и по крупицам восстанавливаются. Ключевая задача состоит в восстановлении всей технологической цепочки», - пояснил Сергей Кириенко.
«Мы будем отвечать за слаженную совместную работу всех подразделений Объединенной судостроительной компании с нашими заказчиками, ну и конечно будем улучшать качество рабочих мест, чтобы с требуемой производительностью демонстрировать те результаты, которые от нас ждет заказчик, а именно строительство ледоколов в срок», - сказал в свою очередь президент ОСК Алексей Рахманов.
Он отметил, что «Урал», скорее всего, будет построен быстрее, чем «Арктика», так как у судостроителей уже будет соответствующий опыт. По его словам, доля импортных комплектующих в проекте минимальна. «По всем основополагающим, фундаментальным параметрам ледокол будет российским», - подчеркнул глава ОСК.
Необходимо отметить, что сопровождение ледоколов на протяжении всего жизненного цикла судна обеспечивает Российский морской регистр судоходства (РС).
Как пояснил директор филиала по атомным судам РС Владимир Розворский, Российский морской регистр судоходства является единственным в мире классификационным обществом, которое имеет собственные правила классификации и постройки атомных судов. «В соответствии с правилами Регистра будет построена, в том числе, серия ледоколов 60 МВт на Балтийском заводе. После завершения освидетельствования и испытаний судам будет выдано классификационное свидетельство и присвоен символ класса. Это будет означать, что судно полностью соответствует применимым требованиям правил классификации и постройки атомных судов и сможет безопасно работать в арктических морях».
Столетние перспективы
Между тем, развитие российского атомного ледокольного флота продолжится. «Необходимо думать о будущем. Одним из отличий атомной отрасли является то, что планирование на 2030-2040 гг – это нормально. Контракты, которые мы сейчас заключаем, рассчитаны на сто лет вперед», - отметил Сергей Кириенко.
Так, по его словам, проектирование ледокола-лидера мощностью 110 МВт, который сможет работать во льдах толщиной до 4 м, начнется в этом году.
Проектирование ледокола-лидера займет около 1,5 лет, пояснил президент ОСК Алексей Рахманов. «Далее будем думать, когда закладывать первые секции и приступать к строительству...Там требуется больше экспериментов, больше науки», - уточнил он.
Однако большого количества таких ледоколов не требуется. «Это суда с уникальными характеристиками, они предназначены для решения уникальных задач», - резюмировал глава «Росатома».
Справка:
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 строятся на класс Российского морского регистра судоходства (РС) на «Балтийском заводе - Судостроение» по заказу Госкорпорации «Росатом» и станут самыми большими и мощными атомными ледоколами в мире. Основные характеристики судна: мощность – 60 МВт (на валах); скорость хода – 22 узла (по чистой воде); длина – 173,3 м (160 м по КВЛ); ширина – 34 м (33 м по КВЛ); высота – 15,2 м; осадка – 10,5 м/8,65 м; максимальная ледопроходимость – 2,8 м; полное водоизмещение – 33 540 т; назначенный срок службы - 40 лет. Ледоколы будут оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, разработанной специально для этих судов. Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.
Маргарита Бабкова.
С фоторепортажем с закладки второго серийного атомного ледокола 60 МВт «Урал» можно ознакомиться по ссылке >>>>