• 4 июля 2016

    Страшное страхование

    Российский рынок морского страхования отличается нестабильностью, малым количеством игроков и уловками, которые фактически лишают клиентов возможности судебного разрешения споров.

    На нет – и английского суда нет


    Рынок морского страхования в России представлен достаточно слабо. Так, по данным, приведенным в ходе Первого семинара по морскому праву и страхованию в Санкт-Петербурге основателем и генеральным директором компании Max Marine Максимом Шимченко, официально морским страхованием занимаются 30 компаний в России, реально – 20 компаний, из которых лишь 6 можно считать крупными и авторитетными игроками. В то же время ожидается, что в ближайшее время на этот рынок могут выйти структуры, связанные с крупными банками с госучастием, признаки чего уже имеются.  При этом, по мнению эксперта, отечественный рынок морского страхования отличается нестабильностью – компании то неожиданно на него выходят, то также неожиданно уходят, часто не выплачивая убытки своих клиентов. И в этом случае единственный выход у страхователя – добиваться правды через суд. Однако на этом пути его будут ждать различные препятствия и уловки.

    Так, по словам выступившего на Семинаре основателя юридической фирмы Lex NavicusConcordia Константина Краснокутского, большое значение имеет указание судебной юрисдикции в договоре со страховой компанией. Например, если в договоре будет указана исключительная юрисдикция английского суда, то это, фактически, лишит страхователя возможности на судебную защиту. Дело в том, что процедура надлежащего извещения ответчика (в данном случае страховой компании) из английского суда по факту займет несколько лет, а к тому времени истечет срок исковой давности. Кроме того, существуют сложности в признании решения английского суда в России.

    В руках родного правосудия

    Альтернативой английскому суду является рассмотрение дела морским Арбитражем или российским арбитражным судом. Например, обращение в Морскую арбитражную комиссию обладает такими преимуществами, как компетентное рассмотрение дела судьей-специалистом и знание английского языка (что не потребует заверенных переводов документов, сэкономив на этом и время и деньги). Правда, рассмотрение дел в морских арбитражах, по словам юриста, зачастую длится дольше, чем в обычных арбитражных судах.

    Рассмотрение дела российским арбитражным судом также имеет как преимущества, так и недостатки. Преимуществом является склонность судей на разрешение споров в пользу страхователей, что подтверждается судебной практикой, а также скорое рассмотрение споров. Из недостатков – требование заверенных переводов и предоставления подлинников документов. Кроме того, в сравнении с морскими арбитражами обычные суды, как правило, рассматривают соответствующие дела более поверхностно и менее компетентно, что может являться как преимуществом, так и недостатком, в зависимости от конкретных обстоятельств.

    По мнению Константина Краснокутского, в договорах со страховыми компаниями часто является целесообразным указывать «гибридную» юрисдикцию – например, Морскую арбитражную комиссию и Арбитражный суд по месту нахождения.

    Иногда для избегания выплат представители страховых компаний в судах намеренно затягивают процесс. По словам выступившей в ходе Семинара представителя Адвокатского бюро «Флагман» Екатерины Быковской, в последнее время суды стали бороться с этой практикой, введя понятие «процессуальной недобросовестности». Если судья решит, что одна из сторон намеренно затягивает рассмотрение дела, скрывает факты или предоставляет их «порционно», выбирает местонахождение суда вдали от нахождения ответчика, дабы затруднить его участие в процессе и т. д., то решение может быть принято в пользу другой стороны на основании процессуальной недобросовестности оппонента.

    Еще одной проблемой российского рынка морского страхования, по мнению экспертов, являются особенности национального законодательства, из-за которых страховые компании затрудняются авансировать платежи клиентам без получения всех необходимых документов.

    Таким образом, если верить отстаивающим интересы страхователей экспертам и юристам, в целом морское страхование в России пока остается на достаточно низком уровне развития, нуждаясь в совершенствовании законодательства, судебной системы и повышении страховой культуры.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен